Небольшое вступление. 1998 г., Вашингтон округ Колумбия, занятия украинской группы по правоприменению в Комиссии по ценным бумагам США (SEC). Семинар ведет судья административного суда, энергичная дама почтенного возраста. После ряда увлекательных историй из практики, время вопросов. Госслужащий соответствующего профиля из Одессы, каверзно вопрошает - а как, госпожа судья, обстоят у вас дела с коррупцией, дорого ли будет Вас купить? В вольном переводе ответ таков: "Сынку, у меня пожизненное назначение, мне хх лет, у меня все есть, я занимаюсь любимым делом, а когда устану – буду получать очень большую пенсию. И да, у меня зарплата 120 000 дол в год (в 1998 году!), которые я не знаю куда тратить. Как ты меня можешь купить? Сядь".
Переносимся в настоящее. Одесса, сентябрь 2015 г. Конференция NewUkraine от EmpireStateCapitalPartners (которой отдельное спасибо за приглашение). В стране опять фронт борьбы с коррупцией, которую все, а особенно столь желанные иностранные инвесторы, уже называют проблемой гораздо более значимой, нежели фронт реальный, восточный.
Каждый раз борьба с коррупцией в Украине натыкалась на одну простую проблему. Чтобы ее, коррупцию, победить, надо не только ужесточать наказания, вплоть до расстрелов, как это было принято в СССР и поныне практикуется в Китае, и контролировать все, вплоть до содержания холодильников чиновников. Надо также обеспечивать этим чиновникам достойную оплату труда и социальные гарантии. Честный чиновник стоит дорого. Этот мерзкий коррупционер может спокойно существовать на официальный мизер. А денег на большие зарплаты нет.
Читайте:
Яценюк озвучил число чиновников, которые внесены в реестр коррупционеров
Вот и получается, что государству коррупция выгодна, так как позволяет содержать большой аппарат за небольшую сравнительно цену. До настоящего времени, докатившись до этого порога, очередная антикоррупционная волна спадала. Что же мы видим в этот раз?
Вот два подхода, озвученные на упомянутой конференции.
Первый представлен Львом Парцхаладзе, первым заместителем губернатора Киевской области. Суть подхода, обозначенного как пилотный проект "Внедрение новой кадровой политики и системы оплаты труда" в наборе новых людей, профессионалов высокого класса, в государственные структуры и обеспечение им необходимой мотивации за счет дополнительных внебюджетных выплат. Деньги, и немалые, на это дело готовы предоставить серьезные международные организации.
Подход довольно таки спорный, как заметили многие из присутствующих. Некоторые даже обратили внимание, что получение подобных выплат государственными служащими, мягко говоря, не очень соответствует закону, который позволяет этой категории населения довольно небольшой спектр приработков, вроде учебной и научной работы.
Пока не очень ясно, планируется ли при таком подходе сохранить тот объем полномочий государственных органов, который имеется на сегодня и идет ли речь только об изменении качества управления.
Этот подход подвергся критике со стороны Одесской команды Михаила Саакашвили, представленной Сашей Боровиком. "Одесский пакет реформ", представленный командой, в качестве приоритетов включает в себя, кроме борьбы с коррупцией, и "дебюрократизацию". Предполагается в разы сократить численность государственных служащих и за этот счет увеличить доходы оставшихся, не изменяя объемов бюджета. При этом предполагается также ликвидировать отдельные административные процедуры, такие, к примеру, как одиозная регистрация иностранных инвестиций, упростить, автоматизировать и ускорить оставшиеся.
Читайте:
"Полный тупик": в России из-за кризиса удвоилась коррупция
Вообще этот "Одесский пакет реформ" очень амбициозный проект, предусматривающий значительные изменения в части налогообложения, таможенного оформления, недвижимости, валютного регулирования, трудовых отношений. Масштаб проекта выходит за рамки одной области, и нереализуем в рамках одной области, только в рамках государства в целом, что, видимо, свидетельствует об определенных политических амбициях губернатора. Хотя его авторы и утверждают, что если Рада и правительство окажутся реакционерами и не поддержат их начинание, то ни в какую Грузию они не уедут и займутся преобразованиями в границах Одесчины.
Тем не менее, если в первом подходе сомнение вызывает законность финансовой конструкции, то во втором присутствует несколько легкомысленное отношение к социальному аспекту. Речь идет о сокращениях многих тысяч государственных служащих, без каких-либо гарантий, в условиях глубокого экономического кризиса и безработицы.
Можно с уверенностью сказать, что такая перспектива вызовет жесточайшее системное сопротивление бюрократического аппарата, и инициатива рискует захлебнуться в потоке многолетних судебных процессов и аппаратных интриг. Что же касается предварительного "расслабления трудового права" (С. Боровик), упрощающего увольнения, то довольно сложно представить, какая политическая сила возьмет на себя риск инициации таких изменений трудового законодательства.
Читайте:
Яценюк: благодаря борьбе с коррупцией удалось собрать 2 млрд грн. НДС
Поэтому оба подхода можно рассматривать пока только как промежуточный результат поиска. Реальное же решение потребует не только их комбинации, но использования тех механизмов, которые пока не озвучиваются. Это и саморегулирование, которое должно подхватить неподъемные для государства, но необходимые для рынка функции, это и системный подход, предусматривающий не "общенародную" повальную борьбу с коррупцией, а ее ликвидация в ключевых сегментах, прежде всего – в судебной системе, после чего начнется самоочищение всего государственного аппарата.
Пока же можно сказать одно - есть четкое ощущение, что "процесс пошел", что на этот раз отката не будет, и изменения будут реализованы. Есть многообразие мнений, есть носители успешного опыта, есть открытая живая дискуссия и чувствуется политическая воля.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...