Текст переведен специально для сайта "Обозреватель". Оригинал
на
New York Times.
"Ночные волки" – это не просто байкерский клуб. Это байкерский клуб, который формирует внешнюю политику России.
В конце прошлого месяца, после того как Польша запретила "Ночным волкам" проезд через страну, в Москве вызвали польского посла и сообщили ей, что Кремль интерпретировал отказ как враждебный акт, за последствия которого Польша будет нести полную ответственность.
В официальной записке МИД России заявил, что позиция Польши особенно вопиюща по двум причинам: так как она является "оскорблением памяти тех, кто пал в борьбе против нацизма", и потому, что пару недель назад Россия позволила польским чиновникам в въехать в страну и посетить место, где в 2010 году польские лидеры погибли в результате авиакатастрофы.
Читайте:
9 мая: "Я помню! Я не горжусь!"
Позвольте мне попробовать объяснить. "Ночные волки" – это байкерский клуб, который долгое время имел особые связи с Владимиром Путиным. Президент России неоднократно позировал для фотографий с членами клуба, и даже наградил медалью его лидера, наиболее известного по кличке Хирург, который агитировал за Путина. "Ночные волки" также широко известны в России своими патриотическими новогодними детскими праздниками. Это полуофициальная, напыщенная, прославляющая мачизм ветвь российского правительства. Клуб признал, что за последние 18 месяцев получил около $2 млн из федерального бюджета. Но Хирург заявил, что этого недостаточно.
Одним из направлений деятельности "Ночных волков" является мотопробег Москва-Берлин в Честь Дня Победы, провести который группа впервые попыталась в прошлом году, в честь 70-й годовщины окончания того, что Россия называет Великой Отечественной войной, а весь остальной мир помнит, как Вторую мировую войну. (В тот раз им тоже пришлось объезжать Польшу.)
То, что самый прямой путь от Москвы до Берлина проходит через территорию Польши – не просто вопрос географии. В 1939 году Гитлер и Сталин поделили страну между собой при помощи секретного протокола к пакту Молотова-Рибентропа. Получив свою долю, Советский Союз казнил, арестовывал и депортировал сотни тысяч польских граждан. Советский террор царил на востоке Польши почти два года, пока Гитлер не напал на Советский Союз. Согласно советской, а теперь и российской историографии, именно тогда началась война – именно здесь лежит главное различие между Второй мировой и Великой отечественной войной.
Читайте:
Время дать отпор ядерной угрозе России
Когда она закончилась, Советский Союз оставил за собой кусок восточной Польши, и, с молчаливого согласия западных держав, закрепил господство над Восточной Европой, сделав столицу Польши номинальным центром Организации Варшавского договора.
После того, как Восточный блок и СССР распались, Россия осторожно затронула тему вреда, нанесенного Польше, но остановилась задолго до настоящего примирения. Возможно, самой большой, и, конечно, наиболее символичной частью истории, которую Россия так полностью и не признала, стало массовое убийство нескольких тысяч польских офицеров и интеллектуалов, совершенное в 1940 году в Катынском лесу, возле Смоленска.
В течение многих десятилетий Советский Союз сваливал вину за это на немецкие войска, которые оккупировали территорию с 1941 года. В 1990-х годах Россия начала публиковать информацию об убийствах. Это был болезненный и медлительный процесс, и Россия так полностью и не признала вины Советского Союза.
Читайте:
"Ночные волки", "Бессмертный полк" и украинская молитва: как отметили 9 мая в Берлине
Потом произошло нечто шокирующее. В 2010 году самолет, на борту которого находились 96 членов польской элиты, направляющихся в Россию, чтобы принять участие в панихиде на месте Катынской резни, разбился под Смоленском, погубив всех пассажиров, включая президента Леха Качиньского и всю верхушку армейского командования. Это был несчастный случай, но как полякам поверить этому? Многие из них не верят до сих пор, и эта неспособность или нежелание является ключевым компонентом в странном повороте современной польской политики.
Лидер нынешней правящей партии, Ярослав Качиньский – это брат-близнец Леха Качиньского. Его партия, "Право и справедливость", вовсю воспользовалась теориями заговора, витавшими вокруг авиакатастрофы. Придя к власти в конце прошлого года, он задал резкий правый поворот польской политике. Для большей части мира "Право и справедливость" выглядит как еще одна про-путинская партия в Европе, но для многих поляков она является радикальным примером антипутинской партии.
Читайте:
А кто в конце побеждает?
Вся эта память, политика и эти политика памяти сыграли свою роль, когда в прошлом месяце "Ночных волков" остановили на российско-польской границе. Мотоциклистам было отказано во въезде в Польшу из-за того, что они представляют: личность Путина, отрицание виновности СССР в Катынской резне, отрицание советской оккупации Польши во время Второй мировой войны и нескончаемую душевную боль.
Министерство иностранных дел России, в своем возмущении по поводу запрета и использовании недавнего визита Ярослава Качиньского в Россию в качестве примера, глубоко глухо. Оно пытается сравнить польскую правительственную делегацию с российской мотоциклетной бандой, человека, оплакивающего своего близнеца – с группой, отмечающей давний военный триумф, а трагический несчастный случай – с нацистским террором. Но таково циничное ядро российской пропаганды: она превращает все в нравственный эквивалент всего остального.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...