Блог | Поводок МВФ слишком короткий для Украины
Министр Украины Наталья Яресько отправилась в Вашингтон, Нью-Йорк и Лондон, чтобы попытаться убедить иностранных кредиторов скостить часть долгов Украины. В этом нелегком деле ей предстоит столкнуться с чисто математической проблемой: в реструктуризации, о которой договорились Украина и МВФ, далеко не все цифры сходятся, пишет Леонид Бершидский, которого публикует "Новое время".
Украина не сможет сэкономить $15,3 млрд в следующие четыре года, если кредиторы не согласятся простить государству ощутимую часть долгов – но есть риск, что ни один из них на это не пойдет.
МВФ согласился выделить Украине $17,5 млрд в течение четырех лет. Эта долговая операция (эвфемизм для мягкого дефолта) должна помочь Украине сэкономить $5,2 млрд на внешних выплатах в этом году, а также $3,4 млрд, $4,4 млрд и $2,3 млрд в следующие три года.
По данным украинской инвестиционной компании ICU, правительство собирается включить в реструктуризацию $20 млрд долга; примерно половина этой суммы подлежит выплате в ближайшие четыре года. Реструктуризация подразумевает, что в эти годы Украина не будет платить инвесторам ничего.
Читайте: МВФ назвал самого проблемного заемщика за всю историю
Это было более-менее ожидаемо. Большая часть экспортного потенциала Украины уничтожена войной на Востоке, а устаревшая налоговая система не в состоянии гарантировать стабильный доход. Поэтому стране потребуется время и инвестиции, чтобы восстановиться, даже если нынешний Кабмин проведет реформы успешнее, чем все его предшественники.
Тем не менее, программа МВФ ставит перед собой еще одну амбициозную цель: сократить соотношение долга к ВВП до 71% в 2020 году (в нынешнем году этот показатель составил 94%). В абсолютном выражении это означает уменьшение долга с $74,9 млрд до $56,1 млрд.
Если сумма, которую Украина задолжала МВФ и государствам-партнерам, останется неизменной, сокращать придется либо $17,3 млрд в суверенных еврооблигациях, либо $31,4 млрд внутреннего долга. Поскольку получить $18,8 млрд только за счет обслуживания этих долгов (средний доход по облигациям – 7,1%), без принципиальных сокращений не обойтись.
Программа МВФ описывает это менее многословно, но факт в том, что международное финансирование Украины в ближайшие четыре года зависит, в том числе, и от того, сумеет ли министерство финансов убедить держателей облигаций сократить суммы выплат. Яресько просила МВФ предоставить Украине запланированные на этот год $10 млрд сразу же подписания соглашения, но получила только $5 млрд – так что министр финансов должна быть очень заинтересована в том, чтобы закончить переговоры с кредиторами к июню.
Вот только договориться с ними будет не проще, чем заставить лебедя, рака и щуку сдвинуть с места воз.
Читайте: МВФ назвал периоды, когда Украине будет труднее всего
Крупнейший частный держатель облигаций, компания по управлению активами FranklinTempleton, которая владеет $7 млрд украинского долга, наняла Blackstone для помощи в переговорах – а это сигнал, что разговор предстоит тяжелый. Майкл Хейзенстэб, которого в Templeton называют "королем облигаций", сделавший себе имя на инвестировании в суверенные облигации стран, переживающих кризис, как раз накануне получения ими международной помощи, не привык проигрывать.
Даже если Хейзенстэб в итоге смирится, у Украины есть еще один кредитор, убедить которого будет сложнее: Россия, владеющая украинскими еврооблигациями на $3 млрд.
Сергей Сторчак, заместитель министра финансов РФ, уже заявил, что программа МВФ предусматривает сокращение исключительно частного долга. "А мы – официальный сектор", - довольно неискренне добавил он. В конце концов российский кредит был специально оформлен как покупка еврооблигаций, чтобы Украина не смогла избежать выплат, не спровоцировав дефолт по частному долгу. С учетом плохих отношений Москвы с нынешним правительством, переговоры могут закончиться, не начавшись.
"Финансирования, которое Украине предоставляют для выполнения программы МВФ, почти наверняка недостаточно", - сказал Сторчак. Он знает, о чем говорит, поскольку был одним из ключевых переговорщиков с российской стороны после дефолта 1998 года.
Яресько, похоже, с ним согласна. "Денег, которые мы получим, хватит, чтобы стабилизировать финансовую и банковскую систему, но недостаточно для того, чтобы гарантировать рост экономики, - сообщила министр финансов в интервью The Wall Street Journal, - я буду искать дополнительные источники поддержки".
Читайте: Названа единственная альтернатива кредиту МВФ
Ее аргумент - Украина платит большую цену за то, что защищает мир от агрессора с ядерной кнопкой, и, если союзники не готовы воевать с Россией, то могли бы, по крайней мере, выделить Украине больше денег. Впрочем, этот аргумент может вызвать раздражение западных партнеров Киева, которые уже предоставили Украине миллиардную помощь и убедили МВФ одобрить кредит.
С другой стороны, если западные правительства останутся на стороне Украины, МВФ, возможно, придется признать, что реструктуризация долга на условиях Фонда невозможна. Украина не может убедить кредиторов сократить сумму долга, но вполне в состоянии уговорить их – и Россию в том числе – подождать чуть дольше.
Поводок, на котором МВФ держит Украину, может быть слишком короток для того, чтобы страна сумела выбраться из экономической ямы.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...