Блог | Почему реформа налоговой не даст результата
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Фасадные изменения фискальной системы не приведут к возобновлению кредитования, а значит, не будут способствовать росту экономики в Украине.
Большие ожидания, что 2016 ознаменуется реформой налоговой системы, превратились в большое разочарование. По факту, произошла легкая "шлифовка" административной части – Министерство финансов перетянуло на себя налоговые полномочия Государственной фискальной службы. Кроме появления электронных сервисов для налогоплательщиков, вспомнить с позитива больше ничего. А кардинальные изменения, которые ожидали, в том числе и банки, остались без внимания реформаторов.
Чиновники и политики не устают громко заявлять, что банкам пора возобновлять кредитование и финансировать экономику. Но это все равно, что прикованному к постели больному, который уже три года ждет лекарства, которые поставят его на ноги, сказать, что лекарств нет, но ему время бежать марафон. Банки так же больны токсичными активами, размер которых стал критичным после аннексии Крыма и начала боевых действий в зоне АТО. Выздороветь банковская система сможет только, если очистит свои кредитные портфели от ядовитого балласта. При желании и готовности смириться с понесенными убытками и работать дальше, сделать этого банки не могут из-за непробиваемого равнодушия чиновников.
В чем заключается проблема? Сейчас Налоговым кодексом Украины предусмотрены слишком жесткие критерии определения задолженности безнадежной, которые не отражают полностью всех ее экономических признаков. Как следствие, почти три года банки не могут очистить свои балансы от негативно классифицированных активов, что ухудшает качество кредитных портфелей.
Наиболее проблемным для банков вопросом является списание задолженности по кредитам, которые были выданы должникам, зарегистрированным на территории временно оккупированного Крыма и в зоне АТО. Фактически, на этих территориях банки не могут проводить банковские операции, включая обслуживание кредитов, и проводить работу по взысканию задолженности. Но и списать эту безнадежную задолженность с баланса они не могут, поскольку это не предусмотрено действующим Налоговым кодексом.
Читайте: Налоговая реформа как необходимость для Украины
Как следствие – банки вынуждены платить налог на прибыль по операциям, которые фактически принесли им огромнейшие убытки. Именно из-за несправедливого налога, банки неохотно очищают свои балансы от токсичных активов и очень неуверенно и с опасениями смотрят в сторону вероятности возобновления кредитования.
Разорвать замкнутый круг можно было бы внесением изменений в Налоговый кодекс и внедрением нового критерия определения задолженности безнадежной. То есть, чтобы безнадежной также могла считаться сумма долга по кредиту, в том числе с процентами, по которым просрочка погашения долга составляет более 360 дней.
Отдельного внимания налоговых баталий банков с ДФС заслуживает расчет размера лимита резерва. Банки убеждены, что расчет размера этого лимита в течение 2017-2018 годов необходимо оставить на уровне 25% совокупной балансовой стоимости активов, обесценивание которых признается через формирование резерва.
При наличии большого количества негативных кредитов под сформированные миллионные резервы, уменьшение их лимита от стоимости активов в целях налогообложения, уменьшает размер расходов банков. Ведь банки могут учитывать эти расходы при формировании финансового результата до налогообложения.
НАБУ 29 раз обращалась в Государственную фискальную службу, Министерства финансов, Национальный банка и профильные комитеты Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности и по вопросам налоговой и таможенной политики с призывами и просьбами внести изменения в налоговый кодекс и положить конец бюрократической абсурдности, которая тормозит всю финансовую систему Украины.
На словах Министерство финансов каждый раз поддерживает предложения банков и признает необходимость внести изменения в проект налоговой реформы, но на деле мы остались там, где начинали. То есть на задворках возможности очистить банковские портфели от токсичных активов. Так суммирующий третий год новой Украины можно констатировать, что к восстановлению кредитования мы так и не приблизились.