Американские горки для российского рубля
Даже по меркам рыночной турбулентности этого года путешествие рубля по американским горкам выглядит весьма драматично. В течение месяца он мог потерять около 20% своей стоимости, а в некоторые моменты его котировки приближались к психологически важному уровню в 100 рублей за доллар. Российская валюта за последние несколько дней немного восстановилась, однако она все еще более чем в 2,5 раза слабее по отношению к доллару, чем два года назад. Вместе с тем обесценение рубля могло быть еще более значительным, и определенная заслуга Центрального банка состоит в том, что этого не произошло, пишет Сергей Гуриев в своей колонке в
Financial Times.
Показатели обменного курс рубля определяется тремя факторами: ценой на нефть, оттоком капитала и управлением Центральным банком своими резервами. В прошлом году цена на нефть резко понизилась. Однако остальные два фактора оказались более благоприятными, чем ожидалось.
Год назад официальный прогноз относительно оттока капитала в 2015 году равнялся 115 миллиардам долларов. Фактическая величина оказалась значительно меньше — 57 миллиардов долларов. Из-за введенных против России западных санкций иностранные инвестиции в страну прекратились. С другой стороны, в 2015 году российские компании и банки должны были выплатить около 110 миллиардов для покрытия внешних долгов. Не было ясности относительно того, какая часть из этой суммы предназначалась для иностранных кредиторов, а какая для российских владельцев оффшорных компаний. В 2015 году российский Центральный банк прояснил вопрос о долгах, и стал отслеживать ситуацию в крупнейших бизнес-группах. Он также улучшил коммуникацию с рынком — в отличие от предыдущих лет, когда непрозрачное проведение некоторых транзакций приводило к обвалу рубля — в том числе после продажи облигаций Роснефти на 11 миллиардов долларов в декабре 2014 года.
Читайте:
Хорошая мина при плохой игре: журналистка рассказала, как Кремлю померещилась сила слабого рубля
В 2015 году Центральный банк вновь подтвердил свою приверженность в отношении плавающего обменного курса рубля, а также удерживал на постоянном уровне свои резервы — около 370 миллиардов долларов.
И вновь подобные действия сильно отличались от 2014 года, когда резервы Центрального банка сократились за четверть — с отметки 510 миллиардов долларов. Хотя расходование резервов оказывает поддержку рублю в краткосрочной перспективе, оно может лишь на время отложить понижение курса. Прозрачная и последовательная политика, основанная на приверженности в отношении плавающего обменного курса, создает доверие в долгосрочной перспективе. Означает ли это, что рубль не продолжит свое падение в 2016 году? К сожалению, нет. Если цены на нефть останутся на нынешнем уровне, и если не произойдет изменений в движении капитала (скажем, в результате сдвигов во внешней политике), то рубль, вероятнее всего, потеряет еще 10% или 15% своей стоимости.
Хотя российский Центральный банк доказал, что способен управлять своими резервами (и, следовательно, реальным обменным курсом рубля), он не сделал того же самого в отношении инфляции — и поэтому существует такой номинальный обменный курс. За последние два года российский Центральный банк объявил о целевых показателях инфляции на уровне 5-6% в год, однако фактический ее показатели были выражены в двузначных числах. Официальный прогноз инфляции на 2016 год составляет 6%, однако инфляционные ожидания находятся на уровне 15%.
Очевидно, что российский Центральный банк не может противостоять давлению корпоративного сектора, требующего снижения процентных ставок: нынешняя процентная ставка Центрального банка уже на 2 процентных пункта ниже уровня инфляции. Правительство также получает выгоду от более высокой инфляции. Нынешний проект бюджета предусматривает дефицит в размере 3% от валового внутреннего продукта, однако он основан на цене на нефть в 50 долларов за баррель. При цене в 30 долларов за баррель дефицит бюджета, вероятно, составит 6-7%. Сложно говорить о конкретных ограничениях расходов с учетом того, что нынешний бюджет уже является результатом существенных сокращений.
Читайте:
В России задумались над спасением "тонущего" рубля
Поскольку правительство не имеет возможности занимать деньги (в результате введенных санкций), оно вынуждено будет провести еще одну значительную фискальную корректировку в 2016 году. Россияне в шутку говорят о том, что правительство страны будет использовать свой резервный фонд для покупки билетов американской лотереи Powerball, но, судя по всему, меры правительства будут такими: проведение сокращений, повышение налогов и использование инфляции для решения остальных вопросов. Как обычно, бремя высокой инфляции будут переложено на плечи бедных.
Фискальная драма, а также волатильность рубля связаны с центральным нерешенным вызовом российской экономической политики. Хотя экономическая диверсификация является главной целью правительства с 2000 года, экспорт и бюджет все еще продолжают находиться в зависимости от цен на нефть. С подобным вызовом нельзя справиться с помощью политики Центрального банка: для этого нужны структурные реформы, защита прав собственности и обеспечение верховенства закона. Тот факт, что заявления на эту тему делались много раз, в том числе самим российским правительством, не делает перечисленные условия менее значимыми.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...