Блог | Помогать, а не мешать: почему прогнозы роста украинского IT могут не сбыться?
Пару месяцев назад у Украины появился еще один громкий повод для гордости за отечественный интеллект. По данным Ukraine Digital News мы возглавили рейтинг Европы по количеству IT-специалистов. И ожидается, что к 2020-му оно вырастет до 200 000. Новость эту радостно перепечатали все возможные интернет-ресурсы в разных интерпретациях, не вдаваясь в подробности.
Цифрами играть можно по-разному – в зависимости от того, какой критерий брать за основу. Например, на конференции Intel iStep 2015 сообщали, что по данным аналитики Evans Data Corporation в Украине уже в 2014-м году насчитывалось 263 000 разработчиков. То есть барьер 2020-го года мы уже перешагнули? Но по этому же исследованию мы отставали от половины европейских стран.
Тем не менее, тенденция роста нашего IT-рынка действительно есть. Вопрос в том, насколько адекватно существующим реалиям делать громкие прогнозы.
Думаю, украинский IT-сектор вышел на нынешние позиции благодаря тому, что ему просто не мешали. А мотивации хватало.
Во-первых, долгое время высшие политические инстанции государства только декларировали развитие высоких технологий. Но, будучи представителями предыдущего технологического и экономического поколения, не предпринимали конкретных шагов для этого. Поэтому украинские IT-компании развивались несколько стихийно. Зато самостоятельно. И уже тогда, когда они начали показывать первые серьезные цифры по части вклада в национальную экономику (3-е место по экспорту в 2015-м году, десятки тысяч долларов в ВВП от каждого специалиста), ими заинтересовались. В разных смыслах.
Во-вторых, свою роль сыграло устаревшее высшее образование и большой разлет с реальными практическими задачами. IT-образование является одним из самых отстающих – большой процент учебных программ был разработан десятки лет назад. В ВУЗах, конечно, говорят о том, что дают "базу", на которую можно наслаивать любые новые знания, но пропасть между этой базой и ее применимостью всё больше. Многие студенты поняли, что единственный путь – самообразование. Это породило правильную тенденцию в IT-сообществе: осваивать те или иные навыки через интернет. Сегодня это правило хорошего тона обусловило низкий порог входа в специализацию – с базовым техническим английским, систематичностью в онлайн-курсах и достаточной степенью упрямства в трудоустройстве можно самостоятельно освоить то или иное направление.
В-третьих, сфера ввиду перманентной экономической нестабильности закономерно пользуется спросом. Всё прагматично – основная клиентура находится за рубежом, соответственно, привязка зарплат чаще всего идет к валюте. IT-шники – одни из немногочисленных украинцев, кому бешеные скачки курса доллара даже выгодны.
Лично у меня на данный момент нет уверенности в тех прогнозах, которые дают те или иные аналитики.
Как и многие другие отрасли, наше IT становится просто скважиной, которую мы бездумно выкачиваем. Государство обратило свой взор на сферу и ввиду слабого ее понимания включает налогово-силовой пресс. Это совсем не способствует лояльности специалистов, после чего их успешно рекрутируют иностранные компании. Можно ли в таких условиях говорить о росте?
К тому же мы постепенно становимся страной "техподдержки". Достигая определенного профессионального уровня, многие сильные специалисты принимают решение уехать в более экономически спокойную страну. Постепенно общий уровень профессионализма снижается, а среди оставшихся может наблюдаться демпинг цен на услуги.
Благодаря этому Украина имеет один из самых больших рынков аутсорсинга в Европе. Это обеспечивает наших разработчиков деньгами и дает вливания на потребительский рынок, однако никак не развивает внутренний технологический поток. Продукты становятся не экспортом, наполняющим бюджет, а достоянием зарубежных компаний.
Взять хотя бы Израиль, который стал настоящим стартап-монстром последнего времени. Пусть у них нет такого количества разработчиков, но качество их применения в собственной стране совершенно другое – от военных технологий до интернета вещей. Сейчас это одна из самых интересных и привлекательных для инвестиций стран.
Или маленькая родина Skype – Эстония, которую понемногу называют европейской Кремниевой долиной. Они, не переставая, облегчают налоговые условия для предпринимателей и стартаперов, ввели программу электронного гражданства, а также упростили получение временного вида на жительство для IT-шников из других стран вместе с семьями. Пока мы экспортируем специалистов, они их импортируют.
Я не просто так упоминаю именно об этих странах. Их отличает акцент на развитии интеллектуального потенциала, применение его в государственных целях и всяческое способствование предпринимательству. В нашей стране также предостаточно задач для участия IT-шников: городская инфраструктура, агросектор, инструменты электронного правительства, медицина, ВПК. Все те рывки, которые прогнозируют оптимисты, невозможны без пересмотра существующих порядков отношений государства с IT-отраслью и инвестиций в нее.
Да, силами отдельных инициатив мы сдвигаемся с мертвой точки. Вносятся законопроекты об упрощении экспорта услуг, есть попытки договориться с фискальной службой, специалисты понемногу задействуются в "электронизации" административной работы. Вместе с тем, комплексного подхода не хватает. Я думаю, что нам нужна реорганизация налоговой системы и преференции для иновационного и технологического бизнеса, уход от устаревших "карательных" проверок к аналитике и сотрудничеству и, конечно, новый взгляд на систему высшего образования. Государству нужны хорошие специалисты, а специалистам нужно комфортное государство.
Нам пора понять, что Украина – страна не только зерна и металла. Инвестиции в интеллектуальный потенциал выведут нас на новый экономический уровень. Дело за внутренним согласованием и взаимной поддержкой в этом направлении. На то, что государство, как и раньше, не будет мешать IT-сфере развиваться самой, рассчитывать не приходится.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...