Блог | А что там у китайцев?
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
На этой неделе внимание фондовых рынков оказалось приковано не к безалаберным грекам, а к трудолюбивым китайцам. Фондовый рынок Китая падал уже несколько недель, и только сейчас все задались вопросом "а что же у китайцев?" и как интерпретировать падение фондового рынка на 30%, спровоцировавшего падение сырьевых рынков и роста страхов. Страхов весьма обоснованных. С одной стороны, мы имеем дело с огромной экономикой, которая непрерывно росла на протяжении 30 лет, наверняка накопив множество дисбалансов, исправить которые может только финансопролитный кризис. А с другой — увлечение простых китайцев фондовым рынком стало напоминать манию. И сотни миллиардов долларов пришли на рынок от азартных и неопытных игроков, которые еще и взяли в кредит большую часть этих средств. А, значит, мы можем увидеть новый финансовый кризис, затрагивающий всю глобальную экономику. С другой же стороны, все это может быть банальной но глубокой коррекцией после года опережающего роста, и говорить о пузыре еще рано, ведь среднегодовой рост китайского рынка с 2010 года не отличается от динамики фондовых площадок США. Ответ на этот вопрос даст ближайшая неделя. Пока что лучше не пытаться стать гениальным прогнозистом и не угадывать, орел или решка.
Прелесть ситуации в том, что если мы все-таки увидим коррекцию, от которой рынки отойдут довольно быстро, то это станет основой как раз для будущего кризиса. Вероятность прихода которого из Китая как раз крайне велика. Ведь для полноценного красивого всепобеждающего обвала жадность должна окончательно победить страх, который сейчас все еще присутствует. А если инвесторы испугаются сейчас, но потом выйдут из воды сухими, они именно этот опыт запомнят. И следующая коррекция их будет пугать уже гораздо меньше. Или вообще не пугать. Пока же китайцы запретили короткие продажи, создают экстренные фонды и прочими средствами пытаются в ручном режиме потушить этот пожар. Учитывая активность и упрямство, свойственное народу Поднебесной, у них может получиться. И отскок на биржах в четверг говорит о том, что такой сценарий возможен. Отскакивают что китайцы, которым, кажется, не составляет труда пройти 5% что вверх, что вниз, так и американцы. И в четверг индекс S&P500 уже торгуется выше 2050 пунктов. Впрочем, биржи и в 2008 году отскакивали. А греки, утомившие всех, провели первое в истории масштабное исследование IQ, которое дало весьма неутешительные результаты, и показало, что пока до вынесения серьезных вопросов на референдумы дозрели только швейцарцы. Греки же сказали "нет" и застыли в полупозиции. Теперь либо вводить драхму и падать еще глубже, либо Ципрасу предлагать ЕС условия, которые он раньше отверг, и выполнять требования с позиции силы. Пока же он, с этой позиции, только удалил Меркель из друзей. Обиделся, наверное, за своего друга Варуфакиса, который как тот мавр уже ушел, натворив дел.
Пока греки играют роль плохих мальчиков, которых думают выгнать из школы, украинцев в основном хвалят. По крайней мере не украинцы. Хотя в запале популизма украинские депутаты и не смогли принять несколько важных законов для МВФ и Мирового Банка, поставив под угрозу получение очередного транша. Хорошо, что, наконец, пришел первый транш от ЕС (те самые пресловутые 1,8 млрд.). В это время переговоры продолжаются, уже в режиме тишины. Стало гораздо скучнее. Впрочем, некоторые покупки на рынке продолжаются. А корпоративный сектор продолжает проходить через реструктуризации. И открытым, конечно, останется вопрос по 3 млрд. долларов, которые Россия захочет себе вернуть даже после завершения процесса реструктуризации с другими кредиторами. И которые им нужны. Вот и Беларусь уже столько же просит. Беда в том, что пока молчит МВФ и не назовет этот долг официальным, возвращать мы его точно не будем. Наверное, надо провести референдум по этому вопросу. Тем более, в России всегда все очень чутки к свободному волеизъявлению граждан.
Украинцев же пугают дефолтом, который должен сделать много страшных-престрашных гадостей, в первую очередь — атаковать гривню. Почему это должно случиться, и как это произойдет — никто не говорит. Да и для того, чтобы напугать обывателя, и не должно что-то случаться. Тем более, где это видано, черный рынок практически сравнялся с обычным, не оставляя для его тружеников спреда. Теперь спрэд вернулся. Да и давление на светлую сторону рынка, отражаемую в котировках межбанка, было довольно ощутимым. Благо, сказался второй этап выплат вкладчикам Дельта банка. Так что гривна проследовала к 22,0. А черный рынок заносит выше 23,0. И как всегда — во многих глазах паника. Подогреваемая жарой, что делает сложным обычный умственный процесс. Жара — это вообще страшная сила. Под ее влиянием даже депутаты, эти лучшие люди страны, способны проголосовать за законопроект, который не читали, пусть он даже и способен угробить банковскую систему страны. Хорошо, что в кабинетах у МВФ стоят хорошие кондиционеры и особенные телефоны. Они отличаются тем, что когда по ним звонят, то с другой стороны всегда берут трубку.
А на внутреннем рынке пришло время грандиозных перемен. Украина скоро станет практически США, ведь теперь первичный рынок ОВГЗ, фактически, будет формировать не Минфин, которому вроде всего и в первую очередь гривны, пока хватает, а НБУ. Который начал выходить с котировками по ОВГЗ, осевшим у него в портфеле. Таких за последние годы образовалось многие миллиарды, и для рынка хватит еще на десяток лет вперед. Пока что спроса на ОВГЗ фактически нет, ведь предлагаемые НБУ бумаги конкурируют с предлагаемыми же НБУ депозитными сертификатами, которые гораздо удобнее в обращении. Да еще и более доходные. Но с 15 июля Нацбанк обещает исправиться, сократив предложение депозитных сертификатов. И очень скоро мы будем констатировать возвращение рынка. Вот только что делать, когда Минфин вернется, как муж из тюрьмы, и застанет в своей постели другого?.. Пока что никто не хочет возвращаться на рынок акций, где продолжается летнее затишье. Тут индекс УБ торгуется у отметки в 1000 пунктов. И не хочет далеко уходить от нее. Что понятно, цифра то красивая.