УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Игар Тышкевич
Игар Тышкевич
Эксперт Украинского Института Будущего

Блог | Все-таки русские нам братья?

Лукашенко и Путин

Выступление Лукашенко я бы не называл демаршем, так как есть еще разница в том, что он говорит и что делает. Но белорусско-российские отношения дошли до того уровня напряженности, которого не помню уже лет 15. Тут накопилось сразу несколько факторов. Когда создавался Таможенный союз, Беларусь готова была торговаться за условия. Но после президентских выборов 2010 и разгона акций протеста, страна попала в ещё большую международную изоляцию. И подписание документов Таможенного Союза прошло во многом по сценарию Кремля с, естественно, элементом "принуждения Минска к согласию"

Видео дня

А дальше получилось то, что получилось. Условия, которые были анонсированы как единые, на самом деле оказались немного разными. Это российская традиция, подписать договор, а потом выполнять его, исходя из своего понимания. Белорусы к договорам относятся по-другому: можно сколько угодно спорить, но подписанное слово надо выполнять.

Но тут ситуация такая, что достигнутые договоренности во многом не выполняются российской стороной и проблемы начали накапливаться, начиная с цен на энергоносители. Между Россией и Беларусью до сих пор не согласована цена за 2016-ый год. А сейчас уже 2017-ый. В качестве одной из мер давления россияне решили использовать подачу давления нефти, чем тоже нарушили договора. Дальше пошли попытки вытеснить белорусские продукты из рынка.

Такие резкие движения очень сильно раздражали Минск. А после российской агрессии в Украине, Минск начал проводить политику отдаления от Москвы. Во-первых, нормализировал отношения с Европой и переключился на китайский вектор развития. А когда Беларусь приняла режим безвизового въезда для граждан ряда стран (в том числе членов ЕС, США и Японии), российская сторона частично восстановила контроль над пограничной зоной вдоль границы с Беларусью.

Читайте: За что воюем, террористы?

Еще одним элементом этого конфликта является Таможенный Кодекс единого евроазиатского экономического союза. В конце прошлого года в Москве проходила встреча, где и был подписан этот Кодекс. На той встречи Лукашенко не было. Он потом действительно что-то подписал, но это был не Кодекс, а лишь предложения по нему. Поэтому де-факто Беларусь сейчас вне общего таможенного пространства. Естественно, что Россию это очень сильно раздражает, и они пытаются каким-то образом давить на Минск. Введение пограничной зоны – одна из таких демонстраций. А это в свою очередь раздражает Минск.

О России Лукашенко говорил более полутора часа. При этом было огромное количество негатива, но все-таки "русские нам братья". То есть с одной стороны Лукашенко призвал членов белорусского правительства к очень жесткой позиции, а с другой попросил помнить, что российский народ - братья, а президенты – не вечные.

Но чем дольше затягивается эта эскалация – тем дальше государства отходят друг от друга. Официальный Минск сейчас достаточно успешно пытается заигрывать с Китаем, считая, что Китай будет чем-то типа предохранителя от излишнего влияния с одной стороны РФ, а с другой – Евросоюза.

Беларусь рассчитывает, что придет более сильный игрок, который укажет место России.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...