Блог | Экономика скупого рыцаря
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Как известно: скупой платит дважды, а уж если речь о государстве, то оно, похоже, платит вдесятеро. Судите сами, по оценкам экспертов, половина рынка спирта в Украине находится в тени. Оценивая этот рынок в 20 млн дал, при акцизе в 70 грн за литр, государство недополучает около 7 млрд грн акциза в год. При этом цена черного спирта на рынке не превышает 40-45 грн за литр в оптовой партии. Не менее половины такого спирта – контрабанда из братской Молдавии, где на полную катушку работают уже десятки заводов, по слухам, принадлежащие нашим же водочным королям. Посмотрим, что получается: при себестоимости спирта в 15-20 грн за литр, весь заработок теневиков составляет не больше доллара за литр. И в этой сумме уже имеются интересы всех: теневых производителей, налоговых постов, региональных ментов, таможенников, сбушников и всей той правоохранительной рати, призванной бороться с теневым производителем. Не стоит забывать и о целых депутатских группах в парламенте, крышующие ситуацию и продлевающие ее во времени. "Бедным" спиртовикам - хорошо если четвертая часть остается. Таким образом, ради пирога в 50-100 млн долларов, которые делят между собой все вышеуказанные "достойные" господа, государство лишается 300 млн долларов в виде недоплаченного акциза. Плюс - неуплаченный НДС, потеря рабочих мест, невыплаченные зарплаты, шеститысячный рабочий коллектив – все это так, мелочью на сдачу.
Давешнее двукратное повышение акциза на спирт только усугубит ситуацию, усилит коррупционную мотивацию и сделает соотношение украденного и недополученного еще драматичнее. Похожая ситуация уже описывалась мной на примере ГП "Артёмсоль". Сотрудники коммерческой службы этого предприятия, не мудрствуя лукаво, учреждают фирмы-прослойки и торгуют государственной солью через них с двойной-тройной наценкой, по предоплате и с самовывозом со складов ГП. Майкл Портер, гуру маркетинга, переворачивается в гробу, - такой эффективности продаж он и представить себе не мог, но в нашем госсекторе возможно и не такое.
Читайте: На манеже все те же
Прежде всего госмонстр жив и на покой не собирается. Годовой план по приватизации выполнен на 4%, и то это не приватизация, а только подготовка к ней. Пока что министерства соревнуются кто больше передаст предприятий фонду госимущества на приватизацию, напомню, на начало декабря из 350 по плану, передано меньше двадцати. Больше половины из этого числа передало Минагрополитики, в том числе 10 тыс га земли для распаевания. Но приватизационный процесс не на шутку затормозился. А тем временем весь план доходов в госбюджет от приватизации перенесен на следующий год. В 2015 году бюджету из планируемых 17 млн ничего не обломилось. Пока нет доходов, убытки никто не отменял. В прошлом году - 115 млрд грн, в этом после первого квартала Минэкономики уже насчитало убытки госсектора в 10 млрд грн. Дыра в бюджете никуда не делась, реформы госсектора буксуют, приватизация блокируется.
Вместо приватизации и детенизации решили заткнуть дыру повышением акциза на спирт и табак, а заодно и изъятием налоговых льгот у аграриев, хотя только от приватизации ГП "Укрспирт" бюджет мог получить половину требуемой суммы. Власть предпочитает брать деньги у легального, еще живого бизнеса, вместо того, чтобы сокращать нелегальный сегмент экономики. Детальный план приватизации спиртовой монополии был готов ещё в июне, к августу депутаты получили соответствующий закон, за который не нашли в себе моральных сил проголосовать, видать материальные стимулы перевесили. Вместо эффективной приватизации, проводим третий кадровый конкурс в ГП, имея в уме высокую вероятность четвертого: Минэкономики забирает под свою руку крупнейшие госпредприятия и планирует самостоятельно перерешать все кадровые вопросы. Вместо радикальной реформы госсектора - холдинговая надстройка, вместо приватизации – бесконечные кадровые конкурсы.
Читайте: Коммерческие парадоксы Артемсоли
Уходящий год не стал годом радикальной реформы госсектора, разгосударствления и перевода на рыночные рельсы сотен неэффективных устаревших предприятий. Не удалось ему стать и годом подготовки к приватизации - порядок приватизации не поменялся, не стал проще, быстрее или прозрачнее. Это значит, что в наступающим все продолжится своим чередом, только теперь все процессы сосредоточатся в Минэкономики и Фонде госимущества, там и потише и от чужих глаз подальше – может в этом и была вся суть реформы?