Блог | Пластическая хирургия, как проституция: официально не существует
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Чем украинский пластический хирург отличается от, к примеру, европейского? Отнюдь не стоимостью услуг, а тем, что украинского официально не существует. Речь идет о de jure отсутствии в нашей стране пластической хирургии как профессии, а также о последствиях этого обстоятельства, de facto обернувшегося возникновением и функционированием огромного теневого рынка.
На протяжении долгого времени подавляющее количество пластических операций выполняется под прикрытием других хирургических манипуляций по договоренности с государственными медицинскими учреждениями - за щедрые "комиссионные" их главврачам. Это позволяет устанавливать более низкие цены на операции и, соответственно, рассчитывать на большее количество пациентов, "пластические" бюджеты которых в последние два года существенно снизились.
Рынок оценивается в нескольких миллиардов долларов, но находится в тени
В Украине теневой рынок значительно преобладает над цивилизованным. Эта проблема характерна и для сегмента косметических услуг, и для всей отечественной beauty - индустрии. Впрочем, в сегменте пластики это явление приобрело угрожающие масштабы. Так, если обороты пластической хирургии в Украине достигают нескольких миллиардов долларов в год, то объем налоговых поступлений от них в бюджет - практически нулевой. Исправить это, начав вносить свою лепту в государственную казну, пластические хирурги смогут не раньше, чем рынок будет выведен в легальную плоскость.
Госрегулирование в отрасли должно проходить с прицелом на ее легитимизацию
Сам по себе теневой характер рынка опасности не несет. Губительными могут стать последствия тенизации. В частности - отсутствие госрегулирования. При чем вмешательство государства в этом случае подразумевает отнюдь не запреты и ограничения, а целый ряд мер, направленных на цивилизацию рынка пластической хирургии - введение страхования профессиональной ответственности докторов, создание и поддержание оптимальных для всех участников рынка условий работы, обеспечение здоровой конкуренции и пр. Ничего из этого на рынке в данный момент не происходит. Не существует и какой-либо достоверной статистики, ведь операторам совершенно невыгодно публиковать реальные данные по количеству проведенных ими операций.
"Побочным эффектом" легитимизации пластической хирургии станут бесплатные операции
К сожалению, государство в Украине пока не в силах контролировать пластических хирургов и качество их работы. Когда так происходит, ту или иную систему эффективнее просто разрешить. Как, например, проституцию. Впрочем, легитимизация пластической хирургии только на первый взгляд кажется простой. На деле же процесс требует времени, усилий и денег. Как минимум, на открытие отделений пластической хирургии при существующих больницах, обслуживание в которых должно быть бесплатным. В данном случае, хорошим примером может стать опыт российских пластических хирургов. Еще совсем недавно местный рынок пластической хирургии был полностью в тени. Однако после легализации специальности в одной только Москве заработало сразу несколько профильных центров, обеспечивающих потребности населения в бесплатной пластической хирургии.
Для лицензирования специальности Минздраву не хватает ни денег, ни знаний
Расходы государства неизбежны и при организации обучения пластических хирургов. Во-первых, Министерству здравоохранения необходимо ввести соответствующую дисциплину в перечень уже имеющихся специальностей, во-вторых - обучать ей всех желающих докторов следует бесплатно. Я полагаю, что чиновники к этому не готовы. С одной стороны, у них нет опыта, знаний и понимания того, что конкретно нужно делать. С другой - для этого нет и денег. При этом, если исходить из выше озвученных теневых оборотов, пластическая хирургия способна уже не только генерировать прибыль, но и быть мощным локомотивом развития рынка медицинских услуг и в целом - экономики.
Даже в условиях кризиса украинцы не прекращают делать пластические операции. Они верят, что инвестиции во внешность сейчас не просто оправданы, но и необходимы. Возьмем, к примеру, нашу клинику. Помимо пластической хирургии, мы работаем и в ряде других сегментов - общей хирургии, гинекологии, урологии и пр. Но пластика является для нас сейчас одним из наиболее прибыльных направлений. Соответственно, государству выгоднее, если и мы, и другие клиники начнем приносить деньги в бюджет.
Стать пластическим хирургом в Украине можно менее чем за двести часов
От курса на госрегулирование в столь непростое для Украины время выиграет не только бюджет, но и участники рынка - крупные частные клиники, страдающие от недобросовестного демпинга и остро нуждающиеся в понятных правилах игры. Возьмем только один аспект - сроки обучения пластических хирургов в Украине. Короткой - менее двухсот часов, ординатуры у нас в стране достаточно для подготовки новоиспеченного пластического хирурга. Этот обстоятельство вызывает немалое удивление у зарубежных "пластиков" и даже рядовому украинцу кажется странным. Кто контролирует качество подготовки этих докторов, если самой специальности официально не существует?
Уровень обучения будущих пластических хирургов
В обеспечении высокого уровня подготовки будущих пластических хирургов в не всегда заинтересованы и преподаватели ординатуры. Как правило, все они - практикующие пластические хирурги. Передавая свои знания, они себе же создают профессиональных конкурентов. Принимая экзамены, они могут "сквозь пальцы" оценивать уровень знаний студентов, поскольку более важным для них является не проверка готовности будущих докторов, а максимальное количество сдавших среди своих подопечных. Именно поэтому оценка уровня подготовки пластических должна проводится независимо от обучения.
Легализация специальности закроет рынок для мелких игроков
Официальное появление профессии "пластический хирург" может быть выгодно далеко не всем игрокам рынка, а особенно - мелким. Наиболее уязвимы пластические хирурги - "нелегалы". Они работают обособленно, а операции проводят в свободных помещениях по месту основной работы в государственных больницах и поликлиниках. Зачастую - под фальшивым прикрытием манипуляций, соответствующих профилю того лечебного учреждения, в котором их проводят. При этом официальная, чисто символическая оплата операции идет в кассу медучреждения, а неофициальная фактическая - лично доктору. Легализация пластической хирургии делает эту схему невыгодной.
Об эффективных инструментах регулирования рынка пластической хирургии читайте в следующем блоге.