Вчера по соцсетям разлетелось видео с собрания в Павлограде, на котором мужчина, рассуждавший перед микрофоном о том, что в Украине – гражданская война, с размаху получил в лицо. Предметом обсуждения на собрании было переименование переулка Чкалова в честь Андрея Михайленко – бойца, погибшего в АТО. Одни горожане рьяно поддерживали переименование, другие же громко сетовали, что они против, пишет Александра Горчинская для nv.ua.
Случай в Павлограде прекрасно иллюстрирует ситуацию в нашем обществе в целом, которая существует на протяжении последних двух лет. А именно – противостояние мнений касательно такого явления, как война.
То, что кажется вполне очевидным для одних, другим видится совсем иначе. Это мне, как журналисту, очевидно, что война – вот она, и она никуда не девалась все это время. Это мои коллеги, два года освещающие события в Донбассе, понимают, что война здесь. Это мои друзья – молодые люди с активной жизненной позицией, читают новости и интересуются происходящим в мире. Это моя лента в Facebook, которая сейчас в основном состоит из коллег, политиков и политических экспертов, общественных активистов, военных и волонтеров, так или иначе, живет войной. Это семьи, в которых сыновья или мужья вернулись домой покалеченными или не вернулись вообще, понимают, что значит слово "война".
Читайте:
Война больше не в тренде
Но давайте сделаем пару шагов назад и обернемся. Посмотрим по сторонам, чтобы увидеть, чем же живут другие. Те, для кого война – это другое, параллельное пространство.
Самый простой, но яркий момент, иллюстрирующий отношение людей к тому, что происходит в нашей стране сегодня – это салюты. Они никуда не делись. На протяжении всех этих двух лет громко взрывающиеся в ночи фейерверки повсеместно слышно и в центре, и в спальных районах Киева. Я часто вижу, как их запускают у меня – в спальном районе столицы. Иногда - практически под самыми окнами. И ладно бы еще какой-нибудь Новый год. Нет. Очень часто салюты – это развлечение для нетрезвой компании, которая решает повеселиться после полуночи, разрывая тишину вот этими залпами.
И знаете, что самое страшное? Когда пытаешься объяснить этим людям, почему так нельзя делать, сталкиваешься с искренним непониманием. Приходится терпеливо раскладывать по полочкам, почему залпы от салютов не у всех ассоциируются с праздником, почему для одних это все еще прикольно, а другие инстинктивно ложатся на пол. Почему дети переселенцев в детском саду от громких звуков прячутся под кровать.
Недалеко от моего дома, прямо на остановке общественного транспорта, где-то полгода назад поставили киоск с пиротехникой. Не знаю, кто у них скупается – каждый раз, когда проходила мимо, видела там только продавца. Но периодически на детской площадке под окнами теперь встречаются какие-нибудь мальчики-подростки, которые поджигают петарды и бросают их, например, в мусорник. Мало того, что взрывается громко – может еще и загореться. Но они тоже не понимают, почему так нельзя. Их не научили.
Но это – Киев. Столица Украины, в конце концов. Большой город, где был Майдан, где цветы и портреты на Институтской все еще напоминают о непоправимом, где в автобусах вместе с "оплатите проезд" включают запись о сборе средств на нужды героев АТО и их семей. Где на каждом углу есть какое-то напоминание о войне.
Давайте отъедем дальше. Куда-нибудь за Запад. Например, на Закарпатье. В мелких городишках или селах ритм жизни кардинально отличается от столичного. Не только тем, что здесь меньше машин, не так ощутима будничная суета и практически отсутствуют мрачные урбанистические пейзажи. Иногда кажется, что время тут замерло. Многие все так же живут своей жизнью, не особо интересуясь чем-то, что находится за границами их населенного пункта. Потому что это все – далеко. Все еще не пахнет войной и в небольших курортных поселках где-нибудь на юге страны. Там все так же устраивают дискотеки с хитами 90-х, поют в караоке "Белые розы", никогда не слышали о бойкотировании российских товаров и не обсуждают политику всем салоном автобуса.
Читайте:
Расслабились европейцы, а война пришла и в их дом
Несмотря на ежедневные сводки из АТО о количестве раненых и погибших за минувшие сутки, на очередную волну демобилизации, на наплыв переселенцев и регулярные прощания с бойцами на Майдане, у многих в нашей стране все еще сохраняется иллюзия того, что война – где-то не здесь. Да, эти иллюзии развеиваются. Для этого достаточно было бы увидеть своими глазами мертвый, как будто бы выжженный и солнцем, и войной Донбасс, посмотреть в глаза вернувшемуся оттуда бойцу, услышать истории от тех, кто бежал, навсегда оставив там свой дом. Однако большая часть людей из той, параллельной реальности, начинает что-то понимать лишь тогда, когда это коснется непосредственно их самих. Не спорю, есть и те, кто намеренно ограждает себя от негатива, стараясь не вникать в новости. Но и это очень часто – лишь до поры до времени.
В стремлении найти правду мы очень часто доходим до крайностей. И это – очередное противостояние. С одной стороны мы видим тех, кто не хочет вникать в суть или считает войну "раздутым" через СМИ понятием, политической манипуляцией и искусственно созданной проблемой. Сюда же, наверное, можно отнести и мужчину из Павлограда, схлопотавшего по лицу – он тоже уверен, что эта война "гражданская". Но и на противоположной стороне тоже часто случаются перегибы. Это когда в тему и не в тему беседы вплетаются фразы вроде "почему ты еще не в АТО?", "а ты воевал вообще?" и "в Донбассе парни умирают, а ты здесь ходишь и радуешься". Без сомнения, это тоже чересчур.
Как выглядит та самая, золотая середина? На третьем году войны мы даже не начали решать эту проблему – проблему информационного вакуума, в котором до сих пор живут многие люди. Кто должен решать ее? Как? Как стоит относиться к страшному слову "война"? Впускать ли ее в свою жизнь, если территориально она – далеко, а ментально – стоит за плечом?
Слишком много вопросов, требующих ответа уже сегодня. Нам с вами на них отвечать.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...