Блог | Крымский "диверсант": ложь с вкраплениями правды
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
ФСБ РФ решил обнародовать видео допроса задержанного украинца Евгения Панова. И это видео заставляет задуматься о очень многих аспектах.
Начну с того, что в сети доступно не полное видео, а отредактированная версия допроса. Это очевидно не только по наличию раскадровки, но и по наличию заученных ответов. Впрочем, преступления в этом нет.
Первое, что можно сказать - это серьезная подавленность нашего соотечественника. Его эмоциональные реакции. Поведение, характер мимики и построение фраз говорит о том, что он смирился со своим положением, воля к сопротивлению полностью отсутствует. Об этом же говорит и характер положения тела во время ожидания очередного вопроса. Когда человек вольно или невольно хочет продемонстрировать свое подчинение от наклоняется в сторону человека с более высоким статусом. В данном случае – это следователь, ведущий допрос. Наклон тела, ждущий взгляд, дробные кивки головой являются признаками отсутствия воли к сопротивлению.
Читайте: Россия и Грузия: уроки "пятидневной войны"
Не удивительно, если в ближайшее время мы станем свидетелями очередных доз информации от ФСБ, которые будет озвучивать сломленный и послушный пленный.
Некоторые ответы явно напоминают заученный текст, который просто нужно произнести на камеру, а некоторые находят отклик в поведении Панова и говорят о том, что он озвучивает правду. Разберемся с главными ключевыми моментами, озвученными на допросе.
Первое – упоминание фамилий и позывных офицеров разведки Украины. При упоминании их фамилий Панов смотрит влево. Это направление взгляда говорит о попытке вспомнить звуковую информацию. Обычно, когда вспоминают конкретного человека, то перед нашим внутренним взглядом вырисовывается зрительный образ. И тогда наш взгляд пытаясь вспомнить этого человека уходит влево и вверх. Скорее всего, что Панов вспоминает ту информацию, которую ему озвучивали. Не удивительно, что у ФСБ есть данные и о именах, и о позывных наших разведчиков. А Панов в данном случае лишь рупор, озвучивающий информацию, которая в отдельности от Панова является очень даже достоверной.
Читайте: 8 лет назад Россия сбросила маску
Второе – объекты диверсий. Вот здесь уже сложнее, так как при упоминании о цепочке этих объектов явных признаков обмана нет. Есть сожаление, есть подавленность, есть тревога. Но нет явных невербальных утечек, которые бы говорили о том, что данная информация полностью выдумана. Несколько взглядов влево (попытка вспомнить то, что слышал) при упоминании о нефтебазе в Феодосии или взгляд вправо и вверх (попытке не вспомнить, а вообразить зрительную информацию) при упоминании о экипажах и схемах маршрутов может поставить под сомнение роль Панова, но не окончательно развеять эти самые сомнения.
Третье – задержание. Вот здесь все совсем плохо. Если человека выкрали или незаконно задержали, то в его поведении должен остаться след испуга или возмущения. В данном случае при допросе видны признаки стыда, сожаления, грусти. Его поведение в данном случае вписывается в образ пойманного диверсанта.
Не исключено, что активист и патриот, попавший в руки ФСБ, действительно имел какое-то отдаленное отношение если не к действиям отечественной разведки, то к силам, желающим нанести вред оккупанту. Думаю, что половина украинцев ни на секунду бы не задумались и с удовольствием передали бы любую информацию о враге, будь у них такая возможность.
Читайте: Россия и нефтегазовый песец
В данном случае ФСБ могло воспользоваться любой зацепкой, чтобы повесить на Панова всех собак, какие только были в наличии. Не разбирая в порыве служебного рвения что является правдой, что выдумкой, а что просто искаженным представлением о действительности. Отсюда и неподтвержденная информация о 15 или даже 25 задержанных, и убийственно демаскирующий цвет палатки, и несусветная информация о перестрелке и погибших российских спецах.
Могу сделать вывод, что многих упоминаемых офицеров разведки Украины Панов не знал ни лично, ни по позывным. А вот диверсии если не планировал, то задумывался о них и, возможно, обсуждал. И это могло стать поводом заинтересовать своей персоной ФСБ и быть задержанным ими или выкраденным при первом же удобном случае.