УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС
Виктор Скаршевский
Виктор Скаршевский
Политик, экономист

Блог | Что же происходит с приватизацией?

Что же происходит с приватизацией?

Как мы знаем, 10 месяцев назад украинское правительство объявило о планах тотальной приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности.

Видео дня

Но, 24 сентября, Кабинет министров обратился к представителям международного сообщества в Украине (в лице МВФ, ЕБРР, ЕС, IFC, USAID и Посольства США в Украине), с просьбой поддержать приватизационный процесс соответствующей экспертизой.

Сухая статистика говорит нам о том, что за 7 месяцев текущего года, в бюджет, при плане 17 млрд.грн, поступило всего лишь 100 млн.грн или 0,6% от плана. Ожидать увеличения доходов от приватизации в ближайшие три месяца до конца года также не приходится.

Почему так произошло? Неужели дело в отсутствии "соответствующей экспертизы"? Очевидно, что нет. Это больше похоже на попытку переложить ответственность за собственную провальную политику на третьих лиц. Основная причина провала приватизации в том, что, с одной стороны, нынешняя власть громогласно выступает за приватизацию, с другой стороны сама же и саботирует этот процесс.

Все мы помним бравые заявления представителей правительства Украины в конце прошлого и на протяжение этого года, что без тотальной приватизации ни экономическое развитие, ни борьба с коррупцией невозможны.

Правительство предприняло даже три попытки утвердить в Верховной Раде списки объектов не подлежащих приватизации, чтобы расширить количество приватизируемых предприятий. Однако три раза (последний раз в апреле 2015 года) парламент отказывался утвердить эти списки, что дало повод Кабмину обвинить Верховную Раду в срыве процесса приватизации.

Однако это только половина правды. В 2015 году планировалось выставить на продажу около 300 предприятий, из которых только 43 находились в неутвержденных Верховной Радой "запретных списках". Правительству ничего не мешало выставить на приватизацию оставшиеся 250 предприятий. Однако этого не было сделано.

Более того, в августе Кабмин отложил приватизацию Одесского припортового завода. Аргументация - заниженная стоимость завода и необходимость внесения изменений в приватизационное законодательство. Возникает вопрос, почему правительство бездействовало на протяжение 8 месяцев и только за несколько дней до начала приватизации вдруг обратило внимание на заниженную стоимость и несовершенство законодательства? Кого обвинять в этом случае как не самого себя? Не тут то было. Через несколько недель, в начале сентября, Премьер в очередной раз обвинил Верховную Раду в срыве приватизации.

Но и это не все. Очевидно, что прозрачная и честная приватизация должна происходить без каких-либо ограничений относительно потенциальных инвесторов. Однако, в июле 2015 года Премьер заявил: "Мы начинаем прозрачную и честную приватизацию, и поэтому хотим, чтобы в ней принимали участие исключительно качественные иностранные инвесторы, а не бывшие украинские олигархи". Получается, что власть заведомо ущемляет интересы украинских компаний в пользу иностранных.

Более того, Премьер называет даже конкретные страны, из которых иностранные инвесторы должны приватизировать конкретные украинские компании. В июле этого года Яценюк заявил, что компанию Центрэнерго должны приватизировать "неукраинские" компании из Франции или Америки, с которыми он уже провел предварительные переговоры. Спрашивается, зачем тогда вообще проводить приватизационные конкурсы, если Премьер сам договаривается с инвесторами? Зачем тогда обращаться к международной общественности с просьбой поддержать приватизационный процесс соответствующей экспертизой?

Сама по себе приватизация не панацея от всех бед. Приватизация - это необходимое, но недостаточное условие для стимулирования экономического развития. Приватизация - это всего навсего смена собственника - с государственного на частного. В Украине, где нет надежной защиты прав собственности в принципе, как государственной, так и частной, где не работает верховенство права, где не работает антимонопольный комитет, где постоянно усиливается налоговое давление, нет никакой гарантии, что эффективность работы приватизированных предприятий резко улучшиться и они привлекут дополнительные инвестиции и создадут новые рабочие места.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...