Блог | Чем опасна слежка властей за счетами украинцев
С момента принятия в Украине два года назад профильного закона, позиции Государственной службы финансового мониторинга сильно укрепились. Из малозаметной организации, о которой обыватель мог лишь догадываться, она превратилась в очень влиятельный орган. Его, как огня боятся банкиры и финансисты, но все еще предпочитают не замечать простые граждане. А напрасно, ведь большой брат уже следит за тобой, пишет Василий Невмержицкий для UBR.
Похороны банковской тайны
Торжественные похороны банковской тайны в Украине состоялись в ноябре 2014 года, когда был принят закон "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения". Но тот траур был лишь официальной частью панихиды, поскольку в силу закон вступил лишь спустя три месяца — в феврале 2015 года.
Именно столько потребовалось государственным ведомствам, чтобы привести в соответствие с законами свои нормативные акты.
Читайте: Вместо лопнувших банков в Украине массово открывают финансовые компании
Откровенно говоря, на поминках никто не убивался. Не было ни ревущих детей, ни скорбящих родственников. Просто потому, что банковская тайна умирала давно, во всем мире. А кое-где ее уже даже не принято и вспоминать. Всемирная борьба с терроризмом, сместившая свои акценты с крылатых ракет в сторону борьбы с его (терроризма) финансированием вошла в конфликт с принципом банковской тайны и, конечно, вышла из схватки победителем. Ведь выбор между жизнью людей и неприкосновенностью финансовых секретов сильных мира сего очевиден.
Банковская тайна была обречена, как тамагочи и пейджеры. Она пережила свое рождение, расцвет и увядание, а затем абсолютно закономерно была погребена под правилами нового мира. На всей планете ведется постоянное и неуклонное усиление государственных органов, ведающих вопросами финансового мониторинга.
И Украина, конечно, не могла остаться в стороне. Это нормально и даже похвально. Проблема лишь в том, что наши люди оказались просто не готовы играть по новым правилам. А правила эти достаточно жестки: едва ли не каждый второй гражданин нашей страны, честный и добропорядочный, может быть расценен, как мошенник.
Масла в огонь подливает тот факт, что банкиры и финансисты откровенно боятся финмониторинга. Не саму службу, конечно, а санкций, которые неизбежно последуют со стороны Нацбанка за нарушение требований законодательства. А потому предпочитают дуть на холодную воду, "сливая" все что точно нужно и все, что может пригодится. Фактически, любые операции с наличными на сумму свыше 150 000 грн. автоматически попадают в поле зрения госслужбы по финансовому мониторингу.
Читайте: Украинские банки начнут закрываться сами: сколько их останется
Откуда дровишки
Но информация в единую базу попадает не только со стороны банкиров. Финансовые компании, нотариусы, бухгалтеры и адвокаты также являются ответственными за предоставление соответствующей информации. Вся она ручейками стекается в центр обработки данных, где по ряду критериев попадет или не попадает под пристальное внимание службы.
Иными словами, информация о тратах наличными на сумму свыше 150 тыс. грн., покупка страховки на сумму свыше 5 тыс., крупные (свыше 150 тыс. грн.) операции по обмену валюты и операции по переводу средств за рубеж или обратно на ту же сумму неизменно оказываются под надзором.
Болеет того, согласно 16-й статьи внутреннему финансовому мониторингу подлежат все без исключения операции, которые покажутся субъекту первичного финмониторинга подозрительными. Например, такие, говорится в статье, которые вызывают сомнения в части соответствия финансовых операций клиента его финансовому состоянию.
Проще говоря, внесение на депозит суммы, скажем, в 100 тыс. гривен человеком, чей ежемесячный доход в анкете-опроснике едва превышает установленный минимум, должно вызывать у внутренней службы финансового мониторинга закономерный вопрос: "откуда дровишки"?
Банкиры очень трепетно относятся к своим обязательствам. Конечно, менеджер, принимающий или выдающий вклад, едва ли станет вспоминать о каких-то требованиях финмона. Его задача привлекать и обслуживать. Контролировать же должна служба финансового мониторинга банка.
Это, кроме прочего, означает, что успешно проведенная в банке операция — быстро и без лишних расспросов – не гарантирует, что транзакцией не заинтересуются в государственной службе по финмониторингу. А если операция и в самом деле покажется подозрительной, внесенные средства могут быть заблокированы "до выяснения". И такие прецеденты уже есть.
Внутренние службы финансового мониторинга банков блокируют подозрительный средства, опасаясь гнева регулятора.
В этом контексте уже более года главным человеком в банке является сотрудник, ответственный за финансовый мониторинг. Это он вершит судьбы операций, решая, кто подозрителен, а кто — нет. Более того, де-факто он находится в жесткой оппозиции с фронт-офисными подразделениями, для которых приоритетной задачей является клиент, а не требования FATF, изложенные украинским языком в соответствующем законе.
Берегите бумагу
Это, впрочем, не означает, что следует отказаться от банковских вкладов или бояться финмониторинга. Напротив, в определенных ситуациях, депозит, точнее выписка о его снятии, может сослужить очень хорошую службу.
Но каким бы не было отношение конкретного украинца к банкам или даже службе финмона, каждый уже сейчас может начать использовать очень простое правило. Сохраняйте каждый приходный документ на сколько-нибудь значительную сумму. Даже если кажется, что документ о продаже подержанного Opel не заслуживает места в домашнем архиве, не выбрасывайте его.
Каждый прекрасно осведомлен об источниках своих доходов. Но, увы, у нас нет ни культуры их декларирования, ни культуры их подтверждения. Многие украинцы продают автомобили и квартиры, сознательно занижая суммы в договорах, не задумываясь о том, что потом смогут сделать с этими деньгами.
И хорошо, если вырученные за продажу квартиры деньги будут потрачены на покупку недвижимости по аналогичной методике — с занижением оценочной стоимости в 5-10 раз. А если за эти средства нужно будет купить квартиру в новостройке или новый автомобиль, стоимость которого в договоре будет указана реальной? Как в таком случае объяснить, откуда взялись деньги? Как внести их в банк, не имея никаких документов об источниках их происхождения?
Рекомендация очень проста. Храните каждый документ, каждую бумажку о получении средств. Вероятно, она никогда так и не понадобится. Но если когда-то финмон задаст вопрос, откуда взялись деньги, лучше иметь при себе папочку с договорами и кассовыми ордерами.
Не стоит безалаберно относиться и к заполнению анкеты при открытии счета, которую, махнув рукой, дескать, всего-то бумажка, подсовывает менеджер банка. Особенно в части заполнения полей, содержащих информацию об уровне и источниках дохода. Заведомо занижая суммы доходов, вы невольно можете подставить себя под неприятную необходимость объяснять, откуда взялись деньги. В то время как корректно заполненная форма не вызовет подозрений и не станет никем изучаться дополнительно.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...