Блог | Мечеть имени Рамзана Кадырова
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В чеченском городе Шали построят мечеть имени Рамзана Кадырова, способную одновременно вместить до 10.000 молящихся. Это ровно вдвое больше пропускной способности главной иерусалимской мечети Аль-Акса на Храмовой горе:
Можно как угодно относиться к Рамзану Кадырову, но справедливости ради стоит заметить, что называние мечетей в честь высокопоставленных лиц, причастных к их строительству — вполне обычная исламская практика. Так, например, большая каирская мечеть носит имя Мухаммеда Али Паши, албанского командира османской армии, который в 1805 году провозгласил себя правителем Египта и положил конец 600-летнему правлению мамелюков.
"Синяя мечеть" в Стамбуле, как и весь городской район, где она расположена, носит имя османского султана Ахмеда I, при котором велось строительство (турецкое название — Sultanahmet).
А в нескольких кварталах от Султанахмета, на полпути к Малой Святой Софии, расположена моя любимая стамбульская мечеть, которая построена великим архитектором Синаном около 1572 года, и носит вообще славянское имя.
Она названа в честь Соколлу Мехмет Паши, боснийского серба Бойко Соколовича, служившего сперва полководцем, а затем и визирем при дворе Сулеймана Великолепного. Соколович был довольно выдающимся персонажем времён расцвета Османской империи. Достаточно сказать, что, в отличие от всех прочих визирей Сулеймана, он не был удушен ни при жизни великого султана, ни после его смерти, сохранив должность и при его сыне Селиме-Пьянице, и при внуке Мураде III (Мурад, конечно, удавил бы со временем дедовского советника, к тому всё шло, но кто-то подослал к Соколовичу киллеров раньше султана — думаю, это сделала его жена-венецианка София, но были и другие желающие). Соколович грабил земли Габсбургов и персидского шаха, захватывал Тунис и побережье Сицилии, осаждал Азов и Астрахань, а в 1569 году даже замутил строительство Волго-Донского канала силами местных жителей под охраной татар (войска Ивана Грозного сорвали прожект, отсрочив его реализацию аж до 1948 года). Турецкий паша со славянской фамилией замечателен ещё и тем, что, в нарушение вековых османских традиций девширме (по которым мальчиков забирали к султану из христианских семей, обрывая все родственные связи), он ухитрился во взрослом возрасте пристроить свою многочисленную биологическую родню на кучу хлебных должностей как у османов, так и у христиан. Мечеть, впрочем, примечательна не фактами биографии великого визиря, а затейливой архитектурой и крышесносной внутренней отделкой:
А не построй великий Синан эту потрясающую мечеть, отделанную изнутри никейскими изразцами, хрен бы кто сегодня вспомнил, что жил на свете такой Соколович, строитель Волгодона.
Так что очень могу понять желание Рамзана Кадырова войти в историю, строя мечети имени себя и своего отца. За последнее тысячелетие эта практика в исламском мире доказала свою эффективность. Другой вопрос — что мне не хотелось бы разделить участь тех немусульманских подданных Османской империи, которым пришлось из своего кармана оплачивать и великолепие каирской мечети, и минареты Султанахмета, и скромное обаяние Сокуллу Паши. Впрочем, иллюзий на этот счёт я не питаю: сколько бы денег ни посылал в Чечню всемогущий Аллах, отбираются эти средства всё равно из федерального российского бюджета. Остаётся лишь надеяться, что узбекские коллеги великого Синана построят что-нибудь действительно красивое.