Блог | Всем, кто ржет над с*ачем Авакова и Саакашвили, нужно помнить вот это
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
16 июня 1936 года к зданию парламента Испании было приковано внимание всей страны. Прошло пять лет с того момента, как король Альфонс XVIII покинул свой трон, для того чтобы избежать, как он полагал, гражданской войны. Пять лет продолжалась беспрестанная парламентская активность. За эти годы власть переходила то левым, то правым, но страна все больше скатывалась в хаос и анархию. После февральских выборов 1936 года правительство получило исключительные полномочия для наведения порядка, включая приостановление всех конституционных гарантий.
Тем не менее, за четыре месяца было сожжено 160 церквей, произошло 269 политических убийств и 1287 попыток таковых.Прошло 113 общенациональных стачек и 288 забастовок на местах.
Суть кризиса в Испании открылась обществу устами молодого лидера католической партии CEDA Хиля Роблеса. "Давайте не будем обманывать себя, — сказал Роблес, — Страна может жить при монархии или республике, с парламентским или президентским строем, при коммунизме или фашизме! Но она не может жить при анархии. И сегодня мы присутствуем при похоронах демократии!". Зал взорвался яростными криками – поддержки и порицания. Лидер монархической партии Хосе Кальво Сотело (будет убит через месяц — 13 июля) так обрисовал ситуацию в стране: "Хаос в Испании – это результат демократической Конституции 1931 года. Исходя из нее невозможно построить крепкое жизнеспособное государство. Против такого стерильного государства, неспособного к существованию, я выдвигаю идею единой сплоченной страны, которая обеспечит экономическую справедливость, и со всей властью заявит: "Больше никаких забастовок, никаких локаутов, никаких ростовщиков, никаких злоупотреблений, никаких нищенских зарплат, никаких политических доходов получаемых в силу "случайностей", никаких анархических свобод, и заговоров против выпуска продукции! Национальный продукт будет служить благу всех классов, всех партий, всеобщим интересам!""
Потом выступали представители коммунистов, социалистов, которые не стесняясь в выражениях проклинали своих оппонентов, как те делали немного ранее. Так под яростные вопли и взаимные упреки-проклятия заканчивалась прелюдия к одной из наибольших трагедий XXвека – гражданской войне в Испании 1936-1939 гг. Через месяц националисты опираясь на взбунтовавшуюся армию начнут мятеж, который перерастет в полномасштабную войну длиной в два с половиной года. В ходе нее погибнут более 600 тыс., станут беженцами 300 000 человек. Сама страна станет испытательным полигономдля крупных европейских государств, которые используют испанский кризис для того, чтобы упрочить свои позиции в стремительно меняющемся балансе сил во второй половине 30-х.
Жарким летом 2009 года, читая книгу Хью Томаса "Гражданская война в Испании 1931-1939 годов" я ловил себя на мысли, что развитие процессов в Украине до боли напоминает испанский алгоритм. Налицо, наличие таких же региональных противоречий, недееспособное государство, полуреформы, усугубляющие положение, интересы крупных землевладельцев и капиталистов антагонистичные крестьянам и пролетариату, обостренный клерикальный вопрос, региональный сепаратизм, активная игра внешних сил. Даже временные лаги смены власти в Испании – полтора-два года, схожи с кризисными обострениями в Украине после 2004 года.
Таким образом, испанский опыт мог быть поучительным для нас, даже если исторические экстраполяции не имеют смысла.
Это часть статьи, которую я написал ровно пять лет назад.