Блог | Как сделать Украину процветающей страной
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Аналогии между Бразилией и Украиной, несмотря на многочисленные отличия, более чем уместны. Особенно если говорить об экономических проблемах недавнего прошлого. Инфляция в Бразилии в начале 90-х, как и в Украине, составляла тысячи процентов. Тогда Бразилия импортировала 75% промышленного оборудования, а экспортировала в основном сырье. Доля промышленности в ВВП составляла не более 30%. Об этом пишет Богдан Данилишин для издания "Новое время".
Сегодня все по-другому: Бразилия обеспечивает 81% потребности в промышленном оборудовании за счет собственного производства. В сравнении с началом 90-х годов автомобилей производится в семь раз больше, чем в восьмидесятые годы прошлого века, а самолетов - в 14 раз больше.
В Бразилии добывают в 4,5 раза больше нефти, чем 25 лет назад (в том числе и на шельфе методом глубоководного бурения), при том, что доля сырья в экспорте сократилась за это время с 65% до 35%. Бразилия стала второй в мире по производству биодизеля и крупнейшим в мире экспортером этого вида топлива.
Читайте: Оттолкнуться от дна. Как оживает промышленность Украины: инфографика
Почему? Потому что Бразилия много лет тратит на научные исследования более 1% ВВП и планирует довести этот уровень до 2%. Потому что к процессу привлечения иностранных инвесторов в Бразилии относятся серьезно. Промышленный кластер в Сан-Паулу шутливо называют "третьим немецким индустриальным городом" (после Франкфурта-на Майне и Дюссельдорфа) из-за активности там немецкого капитала. Много в стране японского капитала. Иностранный капитал участвует в основном в наукоемких секторах: станкостроении, судостроении, авиастроении, автомобилестроении. Ставка на индустриализацию экономики на основе высоких технологий в Бразилии оправдалась.
Историк экономики Джоэль Мокир одним из факторов будущего экономического роста называет стремление страны к технологическому развитию. Польза от прогресса национальной науки и технологического образования не всегда очевидны для современников. И так было всегда. Еще во время Первой промышленной революции в Британии влияние технологий на будущий экономический рост не было замечено таким авторитетом, как Адам Смит. А Наполеон не заметил ни паровой машины Уатта, ни ткацкого станка Картрайта, назвав англичан "нацией лавочников", а не прядильщиков или механиков при паровых машинах.
Трагедией нынешнего поколения украинцев является тот факт, что они родились в индустриальной стране, которая значительно превосходила по технологическому развитию Бразилию 70-80 годов. И если элиты Бразилии двигались снизу-вверх в технологическом отношении, понимая, что будущие успехи страны могут быть связаны в значительной степени с развитием современных технологий, то наши элиты двигались и двигаются сверху вниз, в результате чего страна стремительно утрачивает свой технологический уровень и промышленное производство.
Читайте: Кризис в разгаре: в России рухнуло промпроизводство
В начале 90-х годов, стремясь к личному материальному процветанию, украинцы принесли в жертву свою промышленность. Малоизвестный факт: в Южной Корее пятилетние планы развития экономики действовали аж до 1996 года. Мы же тогда увлекались совсем другими экономическими теориями, которые в значительной степени и привели к такому плачевному состоянию дел. Как говорится, "с водой выплеснули и ребенка". Если этот процесс не остановить, то будущее Украины будет представлено исключительно в темных красках.
Нам всегда не хватает того, чего у нас нет, и мы не ценим того, что есть, не понимая при этом, что некоторые состояния (например, высокий уровень промышленного развития страны) должны поддерживаться постоянным психологическим напряжением и усилиями всей нации. Потому что не бывает слабых в промышленном отношении стран с высоким уровнем гуманитарного развития.
Бросившись за личным обогащением в начале 90-х и достигнув при этом определенных успехов, мы практически разрушили национальную промышленность, а теперь удивляемся, что же пошло не так.
Общества Бразилии сегодня и Британии в далеком XIX веке демонстрировали огромный интерес к технологиям и промышленному развитию. Этого интереса практически нет в сегодняшней Украине.
Читайте: Кабмин утвердил приватизацию более 300 объектов промышленности и сельского хозяйства
Нам необходимо радикально изменить столь жалкое состояние пропаганды промышленного развития Украины. Необходимо, чтобы ведущие умы Украины, имеющие отношения к технологиям и промышленному развитию, ударили в колокола. Нужно обязательно образовывать украинское общество, и рассказывать ему о грозящих страшных последствиях деиндустриализации страны. Занимаясь только текущими экономическими делами, мы крадем будущее у следующих поколений украинцев.
По мнению Джоэля Мокира, промышленное просвещение и образование наций является необходимой критически важной гуманитарной технологией по привитию обществам промышленно ориентированного мышления. Нам необходима такая правительственная программа.
Как сказал великий бразильский архитектор Оскар Нимейер, "Человечество нуждается в мечтах, чтобы быть в состоянии пережить бедствия ежедневного существования, пусть даже только на мгновение".
Я бы добавил от себя, что украинская нация нуждается в мечтах о будущих технологиях, которые могут сделать Украину процветающей страной. А то, что это возможно, показывает нам пример Бразилии, страны, еще имеющей огромные социальные проблемы, но твердо и уверенно строящей индустриальный мир XXI века.