Блог | Если у нас профицит платежного баланса, почему же у нас девальвация гривни?
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Возможно, не все знают, что платежный баланс, это специальный документ, который рассчитывается по методике МВФ, и который показывает, как работает валютный рынок Украины. На основании платежного баланса можно оценить, сколько поступило валюты в Украину, сколько было перечислено из Украины за рубеж, а заодно увидеть, сколько валюты население изъяло из банков и теперь в виде наличной валюты хранит под подушкой. Считается, что если платежный баланс профицитный, это хорошо, если дефицитный, это плохо. Ибо профицит показывает, что больше валюты пришло в Украину, а точнее в банковский сектор Украины, а если дефицит, то это значит больше валюты ушло из банковского сектора Украины.
Глава НБУ Валерия Гонтарева уже похвалила работу своего ведомства за прошлый год, так как платежный баланс Украины получился профицитный. И это действительно положительный фактор. Но тут сразу напрашивается другой вопрос: если у нас платежный баланс профицитный, то почему за 2015 год гривня обесценилась на 55%? В теории этого не может быть. Если в Украину больше поступило валюты, как же могла произойти девальвация? Тут, скорее, нужно было бы говорить о ревальвации. Тем более что Валерия Гонтарева похвасталась, что и золотовалютные резервы Украины за 2015 год выросли с 6,4 млрд. долл. до 13,3 млрд. долл. "Нонсенс" – скажут нобелевские лауреаты по экономике, но в действительности, все можно объяснить, если внимательно посмотреть на статьи платёжного баланса Украины за 2015 год.
Итак, согласно официальным данным НБУ за 2015 год профицит платежного баланса Украины составил 849 млн., долл. В 2014 году платежный баланс Украины имел дефицит 13,3 млрд. долл. Но, в 2013 году платежный баланс Украины имел профицит больше 2 млрд. долл. При этом девальвация гривни составила всего 5% за весь 2013 год. Теперь же девальвация носит перманентный характер.
Платежный баланс состоит из текущего платежного счета и финансового счета. Текущий платежный счет это, прежде всего, внешняя торговля Украины. Как известно, за 2015 год экспорт Украины падал, но падал и импорт, очень много было заявлений о том, что это позволяет экономить валюту. Но, в конечном итоге, согласно информации платёжного баланса, украинские компании заплатят за импорт на 1,1 млрд. долл. больше, чем получили по продаже товаров на экспорт. Несмотря на обвал гривни, это никак не помогло украинскому экспорту. Тем более что Украина вынуждена за валюту покупать энергетические ресурсы. И даже если природный газ Украина покупает в ЕС, то нужно расплачиваться долларами.
Но беда не ходит одна. За 2015 год правительству Украину и бизнесу пришлось заплатить нерезидентам в виде процентов по внешним долгам около 1,2 млрд. долл. За долги нужно платить, даже если не очень хочется.
Спасли эту ситуацию деньги украинских гастарбайтеров. За 2015 год в Украину частных валютных переводов пришло на 2,1 млрд. долл. В конечном итоге валюта украинских гастарбайтеров перекрыла убытки по внешней торговле Украины, и текущий счет платежного баланса Украины за 2015 года показал "минус" 204 млн. долл. Это небольшой минус. За 2014 год дефицит текущего счета платежного баланса был 4 млрд. долл. Явно улучшение ситуации. Хотя до ожидаемого профицита по текущему счету далеко. Может гастарбайтеры будут больше денег перечислять в Украину, и тогда уже точно будет плюс?
Финансовый счет платежного баланса, прежде всего, зависит от притока и оттока инвестиций, и не только инвестиций.
За 2015 год согласно данным НБУ прямых зарубежных инвестиций в Украину поступило на 3 млрд. долл. больше, чем было перечислено за рубеж. Это успех. Если вспомнить, что сальдо прямых зарубежных инвестиций за 2014 год было всего 300 млн. долл. Но можно вспомнить и 2013 год, когда сальдо притока прямых зарубежных инвестиций было 4 млрд. долл. Эти прямые зарубежные инвестиции, в основном, валюта, которая поступила из стран ЕС и России на увеличение капиталов украинских банков. Но, проблема в том, что увеличивая капитал своих украинских "дочек", нерезиденты очень часто изымали валюту обратно за счет погашения валютных межбанковских кредитов. Вот и получилось, что банки за 2015 год погасили нерезидентам старых валютных кредитов на сумму 4,2 млрд. долл. А еще украинские компании погасили нерезидентам кредитов на сумму около 1,5 млрд. долл. К сожалению, инвесторы не очень доверяют Украине и спешат забрать валюту из Украины. В результате получилось, что украинским банкам и компаниям пришлось отдать больше валюты нерезидентам, чем они получили от нерезидентов. Поэтому и девальвации гривни, поэтому катастрофически не хватает валюты, поэтому процесс девальвации гривни, несмотря на все заявления и обещания НБУ, продолжается.
А как же получился профицит платежного баланса? Все очень просто. Украина за 2015 год получила от МВФ чистых кредитов (сумма полученных новых кредитов минус сумма погашенных старых кредитов) на сумму 5,2 млрд. долл., которые и пошли на увеличение золотовалютных резервов. В результате получился профицит платежного баланса. Но беда в том, что кредиты МВФ нельзя использовать для валютных интервенций на валютном рынке. Для этого НБУ имеет право использовать только ту валюту, которую НБУ выкупил на рынке, это и называется "чистые золотовалютные резервы". А вот их оказалось очень даже мало – всего 850 млн. долл. Вот и все, чем реально располагает НБУ и правительство Украины.
НБУ располагает очень малым количеством валюты для валютных интервенций, поэтому девальвация преследует украинскую гривню. Эту ситуацию можно и нужно поменять, если украинцы будут активно размещать валютные депозиты в банках. Тогда НБУ смог бы выкупать валюту в банках, и, тем самым, увеличить свои чистые золотовалютные резервы. В этом случае возможности НБУ по регулированию валютного рынка и сдерживанию девальвации были бы больше. Но беда в том, что массовым закрытием банков в Украине Валерия Гонтарева сильно напугала украинцев. И теперь доверие к банковской системе Украины очень низкое. А без доверия к банковской системе обеспечить действительно большой профицит платёжного баланса, и вообще хорошую работу валютного рынка, невозможно.