Блог | Творцы мифов: как Минэнергоуголь подготовилось к отопительному сезону
Недавно на сайте Минэнергоугля появилась презентация "6 мифов о подготовке к отопительному сезону". В этом материале министерство попыталось снять с себя какую-либо ответственность за полную неготовность энергетики страны к зиме. Оказывается, катастрофическая ситуация в энергетике сложилась не из-за абсолютно непрофессиональных действий власти – виной всему, по мнению чиновников министерства, являются олигархи, которые занимают монопольное положение на рынке тепловой генерации и добычи энергетического угля, а также несознательные граждане и украинские предприятия, которые не полностью рассчитываются за газ и электроэнергию.
Понятно естественное желание руководства министерства уйти от ответственности за недостаточный уровень запасов газа в хранилищах и угля на тепловых станциях, что неминуемо приведет зимой к веерным отключениям электроэнергии и снижению температуры теплоносителя в жилых помещениях. Вместе с тем, следует отметить, что в попытке развенчать так называемые "мифы" авторы этой презентации успешно создают новые.
Так, не более, чем мифом является тезис министерства о том, что государство не несет ответственности за подготовку к отопительному сезону, так как значительная часть тепловой генерации находится в частных руках. И именно частные компании фактически обвиняются в срыве заданий по накоплению угля на тепловых электростанциях.
Да, действительно, значительная часть тепловой генерации находится в собственности ДТЭК, хотя за последние полтора года ее доля в энергетическом балансе страны существенно снизилась. И можно было бы, наверное, поверить утверждениям министерства о достаточности тарифа на выработку электроэнергии для ТЭС, принадлежащих ДТЭК, если бы аналогичная ситуация с накоплением энергетического угля (и даже более тревожная) не сложилась на ТЭС, находящихся в управлении государственной компании "Центрэнерго", которая контролирует около 30% общей мощности тепловой генерации Украины.
Сегодня очевидно, что в пылу борьбы с монополизмом, а на самом деле – борьбы за передел сфер влияния, министерство упустило несколько важных вещей. Прежде всего, проигнорированы объективные закономерности, которые определяют тарифную политику в рыночной экономике: первое к ней требование – это обеспечение рентабельности, что, одновременно, есть своеобразной формой борьбы с монополизмом, но уже государственным. Именно такие рыночные механизмы, как рентабельность, обеспечивают "меньше государства" в экономике, к чему стремятся нынешние реформаторы.
Можно констатировать – государство ничего не сделало для того, чтобы обеспечить эффективность регулирования издержек энергетических предприятий, прозрачность системы тарифообразования. В результате тарифы не покрывают издержек производителя, и это тогда, когда для потребителя цены растут невероятными темпами. Поэтому собственных средств предприятиям банально не хватает для закупки достаточных объемов угля. Сейчас правительство пытается предоставить компаниям тепловой генерации дополнительные целевые заемные средства для закупки угля (что косвенно подтверждает ошибочность тарифной политики власти), но время упущено, и обеспечить необходимые запасы угля на станциях уже не удастся.
С другой стороны, на ситуацию с запасами угля повлияли также и решения правительства, направленные на фактическую ликвидацию угольной отрасли. Отменив бюджетную поддержку государственных предприятий угольной отрасли, запустив программы ликвидации угольных шахт, установив цену на отечественный уголь существенно ниже, чем на импортный, власть добилась только одного – еще больше снизила возможное предложение отечественного энергетического угля для тепловой генерации. В результате, компании тепловой генерации в условиях фактических ограничений на покупку угля на Донбассе даже у зарегистрированных на территории Украины предприятий вынуждены закупать его за валюту и по более высокой цене в других странах, включая Россию.
Очередным мифом является тезис министерства о вине частного собственника в нехватке балансирующих мощностей, тех, которые используются для компенсации пиковых нагрузок энергосистемы.
Ведь для успешного прохождения осенне-зимнего сезона очень важно обеспечить не только достаточные запасы угля, с чем власть не справилась, но и эффективное использование других мощностей. И здесь власти тоже не удалось решить важнейшие вопросы разблокирования мощностей украинских АЭС, в частности не завершено строительство линии 750 кВ Ровенская АЭС–подстанция "Киевская", провалены программы генерирующих компаний и облэнерго по модернизации действующего оборудования и проведения регламентных ремонтных работ в рамках подготовки к осенне-зимнему сезону. В то же время, масса усилий была потрачена на неоднократные попытки запустить коррупционную схему по закупке государственным предприятием Укрэнерго трансформаторов по завышенным ценам на общую сумму 4 млрд. грн. у компании Запорожтрансформатор, которая принадлежит российскому бизнесмену К. Григоришину.
Еще одним мифом является утверждение Минэнергоугля о наличии достаточных объемов газа в хранилищах. При этом, невыполнение графиков закачки объясняется плохими расчетами отечественных потребителей за природный газ. На самом деле, имеющегося в хранилищах газа (около 15 млрд. куб. м на 14 сентября) в принципе хватает для обеспечения внутреннего потребления. Но для обеспечения обязательств Украины по транзиту газу в Европу необходимо иметь в хранилищах как минимум 19 млрд. куб. м газа.
Население, несмотря на беспрецедентный рост цен газ, пока еще достаточно дисциплинированно рассчитывается за потребленный газ, а у Нафтогаза после внесения по требованию МВФ изменений в законодательство сегодня есть все инструменты для взыскания долгов с главных неплательщиков – теплокомунэнерго. Почему при значительных вливаниях бюджетных средств в уставной фонд Нафтогаза средств на закачку катастрофически не хватает – это вопрос к качеству работы "эффективных менеджеров" компании.
При этом, государство не только не стимулирует рост собственной добычи в Украине, но, наоборот, осуществляет такую налоговую политику, при которой добыча газа в Украине за первое полугодие сократилась на 2,3% и падение добычи идет по нарастающей.
И, наконец, тезис Минэнергоугля о сомнительности стабильности развития украинского ТЭК до прихода к власти "реформаторов". Министерство жалуется на получение разваленного олигархами ТЭК, и говорит о титанических усилиях по его модернизации и деолигархизации.
На самом деле, к началу 2014 г. ТЭК действительно работала стабильно и надежно. О веерных отключениях 90-х годов все забыли как о плохом сне, а подготовка к отопительному сезону никогда не входила в список топ-новостей.
Что же сегодня делает министерство для обеспечения так необходимой стабильности в работе ТЭК? В презентации рассказывается о подготовке базы рыночных реформ, разработке программ и поиске кредитов, но ни слова не говорится о конкретных шагах, которые сделало министерство для предотвращения веерных отключений и отсутствия тепла в домах.
На самом деле, возлагая вину за провалы на олигархов и "папередников", правительство пытается скрыть отсутствие реального плана действий по предотвращению кризиса в украинской энергетике, недостаточный профессионализм руководства отраслью и высокий уровень коррупции в ТЭК.
Поэтому и остается бороться с так называемыми мифами путем создания новых.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...