Блог | Последние новости по делу Надежды Савченко
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Я собирался написать эту сводку к 17 июня, годовщине попадания Надежды в плен к сепаратистам, но последние три недели получились адски загруженные, мы с ней только вчера закончили копировать бумажные материалы и отсматривать видео. На следующей неделе планируем подписать окончание ознакомления с делом. Так что пусть будет, скажем, к годовщине первого допроса Савченко СКР. Итак, что у нас нового и интересного.
1. Нас сразу заинтриговало, откуда взялась новая версия обвинения про то, что Надежда наблюдала за блокпостом Металлист с мачты сотовой связи. Оказалось – научным путем. На экспертизу был поставлен вопрос – с каких точек в такой-то окрестности можно наблюдать перекресток, где погибли Корнелюк и Волошин. "Оптимально - с мачты сотовой связи с координатами Х и Y" - ответил эксперт. "Ага – обрадовалось следствие – мы же точно знаем, что она наводчик, значит вот оттуда и наводила". "Но позвольте, с чего вы вообще решили, что она этим занималась?" - "Мы это установили в самом начале" - "Но тогда у вас была совсем другая версия событий и она полностью не подтвердилась, доказательства оказались липовыми" - "Это не важно" - "А ничего, что эта вышка находилась в тылу сепаратистов?" - "Ничего" - "А ничего, что в это самое время шел бой на трассе Луганск-Счастье и у украинской артиллерии были задачи поважнее расстрела мирных граждан в 3 километрах?" - "Так они ж каратели". И далее в таком духе.
2. Версия с сотовой вышкой увеличивает нестыковку по времени. По данным телефонного биллинга и свидетельским показаниям мы знаем, что Надежда оказалась в плену около 10 утра по киевскому времени, точно не позже 10:30. Обстрел был примерно в 11:40, но ей же надо было еще спуститься с вышки и пройти пешком обратно дороге. Поэтому выжившие боевики батальона "Заря", которых следователи СКР допрашивали в российском Донецке, о времени захвата Савченко в один голос говорят "точно не помню, около 12-13". Это для наших целей хорошо, такую погрешность проще отловить.
3. Игорь Венедиктович Плотницкий лично дважды приезжал в Россию давать показания, первый раз в марте. Он точно помнит, что у Савченко были с собой бинокль Б7 в черном чехле и рация, но, они их с тех пор, по-военному говоря, про..бали ("сдали в оружейную комнату батальона, в дальнейшем выдали кому-то из бойцов, кому именно, пояснить в настоящее время не могу"). Зато он выдал следствию личные вещи Савченко, зачем-то ее глазные капли, ее второй телефон и якобы бывшие при ней карты местности. Как проверить, что из этого при ней было, а что нет – вопрос академический. Посмотрите в глаза Игоря Венедиктовича и спросите себя, может ли такой человек врать.
4. Нашелся совершенно феерический лжесвидетель, который говорит, что подвозил Надежду от украинской границы до Воронежской области. Но граница не та, про которую все думали, не со стороны Воронежа. А в донецком районе Ростовской области, не к северу, а к юго-востоку от Луганска. Дальше приложена справка от ФСБ, которая радостно подтверждает, что как раз в том месте у них на границе есть неохраняемый участок, через который может пройти кто угодно. А лжесвидетель как раз возил в Донецк гуманитарную помощь, а Савченко голосовала на дороге, просила подбросить до Кантемировки, где у нее знакомые, а ему было почти по пути, и он ее пожалел, потому что у нее был уставший вид, и еще дал ей на дорогу 15 тысяч рублей, а потом увидел по телевизору и испугался, что помогал преступнице, но все-таки решил сообщить в органы… Я читал и плакал.
Все бы ничего, но вообще-то это для них может быть поводом передать дело на рассмотрение в суд в Ростовской области. Прежде мы рассматривали только варианты Москвы и Воронежа.
5. Еще был следственный эксперимент. На подмосковном войсковом полигоне следователи залезли на вышку, поставили на должном расстоянии людей в камуфляже и в гражданском, посмотрели в бинокль, ни черта не увидели. Подшили в дело нескольку пасторальных фотографий пейзажа и пачку селфи на фоне вывески военной части, поехали работать дальше.
Со следующей недели мы начнем по частям выкладывать материалы в свободный доступ. К началу суда опубликуем их полностью, все 40 томов.