Блог | Запад начал уставать от Украины
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Как это ни цинично звучит, спасибо Путину, который не дает снять "украинский вопрос" с мировой повестки дня. Но выведи он завтра свои войска из Донбасса – что останется? С чем мы идем к мировому сообществу? С воплем: "Помогите бедным, несчастным, обиженным?" Как могут, нам помогают. Но во все времена спасение утопающих было, прежде всего, делом самих утопающих. Европа многое поставила на карту, пытаясь помочь нам в противостоянии с Россией. А дальше что? Что, кроме бесконечных жалоб и просьб, мы предлагаем Европе? Чем мы можем быть ей интересны.
У нашей национальной элиты явно отсутствует стратегическое видение. Украина – это ведь не только "где?" (на границе с Россией; там, где Донбасс и воюют; те, у кого откусили Крымский полуостров и прочее). Украина должна быть и "о чем?" Мы что-то должны предлагать, быть чем-то интересны.
До сих пор украинские дипломаты всех уровней активно эксплуатируют концепцию Ежи Гедройца, свято усвоенную и приспособленную к новым условиям Збигневом Бжезинским: Европа должна быть отделена от России санитарным кордоном из малых государств – Литвы, Латвии, Эстонии, Беларуси. Украина попала в этот список автоматически, потому что еще Солженицын говорил: без Украины российской империи не существует. Сейчас Путин окончательно содействует реализации этой концепции, отрезая нашим странам пути к возвращению в Советский Союз. Пусть против своего желания, пусть искренне добиваясь обратного, но он добивает то, что осталось от российско-советской империи, уничтожает самый ее дух. И за это ему земной поклон, сами бы точно не справились.
Но это ведь – не главное для Европы. Европа привыкла уже мыслить стратегически. И в ее стратегии записано на долгие годы вперед: "Россия – рынок, размерами которого нельзя пренебречь". Что бы ни говорила и ни делала сегодня Ангела Меркель, она помнит об интересах германского бизнеса. А ему украинско-российская война – кость в горле. И чтобы он и дальше поддерживал артикулируемые канцлером "европейские ценности", он должен видеть свою украинскую перспективу. А мы такую перспективу до сих пор не сформулировали. Этим бы заняться сегодня парламенту.
Есть потребность четко понимать, какова стратегия развития Украины в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе? Куда мы пойдем после того, как потушим донбасский пожар? Ответа нет. То есть, в Европу – это все понимают. Но с чем мы туда пойдем кроме жалоб и просьб о дополнительном финансировании? Именно на этот вопрос должен ответить коллективный мозг нашего народа, который мы все с горем пополам и выбрали.
Верховная Рада просто не имеет права больше допускать ситуаций, подобных той, что сложилась в Донбассе. Необходимо научиться работать на предотвращение, а не на эскалацию и затягивание конфликта. Крым все мы списали на неожиданность, на прямую российскую интервенцию, на безразличие Запада. С Донбассом другое. Тут провокации были анонсированы. Фактически нарыв в юго-восточной зоне государственного тела Украины был взращен, выпестован нашей собственной элитой. Все приложились, от олигархов, до силовиков, от чиновников до деятелей искусства. Это не только общая беда, но и общая вина.
Предположим, что завтра уходит Путин. Вот случится такое чудо, и он уйдет. Что тогда? Мы получаем Донбасс, который нужно не только экономически восстанавливать, но и психологически (а я бы даже сказала – психически) реабилитировать. Донбасс, в котором не решена ни одна политическая проблема. При этом в стране будут проходить относительно честные выборы, на которых будут считать голоса. Как вы думаете, кому эти голоса будут отданы? Ляшко? Гриценко? Это еще не худший вариант. Но мы опять получим расколотую страну, в которой восточные регионы будут ненавидеть всю остальную часть. Услышим мы снова голос Донбасса. Причем в этом случае позиция Донбасса будет вполне мотивированной. Война ее мотивирует. Война, где жителей оккупированной территории привыкли именовать "ватниками", "колорадами", "сепаратистами" -- как угодно, кроме как "гражданами Украины".
При этом мы не знаем, на чем "сердце успокоится". Россия навязывает нам федерализацию Украины. Понятно, что соглашаться на этот вариант нельзя. А на какой можно? Европейская хартия местного самоуправления рано или поздно заработает в полную меру и у нас. Получим снова – вотчину Ахметова, вотчину Ефремова, вотчину Коломойского? Сегодня Украина семимильными шагами идет к этому как раз варианту. Неужели вы думаете, что предотвратить его сможет генеральный прокурор, кто бы ни занимал этот пост? Не думаю.
Мы должны ответить на вопрос "Украина – это о чем?" не только для мира, но и для самой Украины. Не только "Что мы предлагаем другим народам?", но и "Что мы предлагаем собственному народу?" Кроме, разумеется, вооруженного и идеологического противостояния одних регионов другим. И как предотвратить вспышки государственной "холеры", подобные нынешней донбасской войне? Об этом должны сегодня думать депутаты Верховной Рады. Для этого их выбирали.
И тут мы переходим к вопросу о доверии народа к власти. Сегодня все медиа-ресурсы, сколько-нибудь патриотически настроенные, уговаривают избирателей не раскачивать лодку: все мы в ней сидим. Нельзя допустить паралича либо свержения новой власти, какой бы соблазн ни возникал. Нельзя – потому что уж тогда интервенция станет практически неизбежной.
Но это не означает, что народ должен любить эту власть и доверять ей безоговорочно. А при нынешней ситуации, которая ничуть не лучше прежней, "семейной", когда сами же назначенцы несут информацию о том, сколько стоит их переназначение на тот или иной пост, доверия нет. И в условиях реального обвала уровня жизни в стране раздражение нарастает.
Общественность смогут успокоить исключительно только системные реформы и реальные действенные изменения. Раз и навсегда нужно запретить назначать чиновничьи посты в государственных органах людей, чьи близкие родственники занимаются бизнесом. Нельзя усиливать распределительные функции государства. Нельзя, наконец, и дальше думать, что существующее минимальное наказание за коррупционные преступления может кого-то напугать. Нужно такое изменение законодательной базы, при котором страх наказания будет выше полученной выгоды, а чиновник не сможет влиять на результаты тендера. Украинцы четко хотят понимать, что умирают не зря!!!