Блог | На "смерть" Макаревича
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
или Про молчальников, которым не выйти в начальники
Ну, что же это за общество такое? То два дня кряду травили Земфиру за украинский флаг, а тут взяли и одним махом "похоронили" Макаревича. Нечем больше заняться? Видать, нечем. Но разговор сейчас о другом.
Вернее, о других. С пригожиными, прохановыми и теми, кто сочинял похоронку Макаревичу, все понятно – дерьмо останется дерьмом. А как быть с другими – с теми, которые продолжают молчать?
Неужели у них в башках не звучит "Старательский вальсок" Александра Галича?
"Пусть другие кричат от отчаянья,
От обиды, от боли, от голода!
Мы-то знаем – доходней молчание,
Потому что молчание – золото!"
Нет, конечно же, и среди российских интеллигентов есть люди, которые показали, что происходящее по соседству, в Украине, им небезразлично. Это и Пионтковский, и Илларионов, и Шендерович, и Боровой, и Рубинштейн, и Каспаров. Рыклин и Шаров-Делоне даже отсидели декаду в кутузке, выйдя на единоличный протест. Список можно и нужно продолжить, но я не стану это делать, ибо, упустив упомянуть кого-то, опасаюсь обидеть достойных людей.
Но вряд ли кто-то станет спорить, что представители основной массы российской интеллигенции даже если не расшаркивается перед Путиным, то предпочитает хранить предусмотрительное молчание.
А ведь Георгий Сатаров еще прошлым летом (когда в августе Россия приняла активное участие в военных действиях на Донбассе) предупреждал: "Боюсь, что мы переживаем последнюю страницу нашей общей истории. Самую позорную. И позор этот не столько в Путине, сколько в нас".
В марте 2014 года более 200 российских кинематографистов подписали письмо в поддержку своих украинских коллег, выразив свое возмущение российской интервенцией в Украину и беспрецедентной антиукраинской кампанией. Но с тех пор уже много воды утекло.
Нынче, если присматриваться к слоям российской культуры, в глаза бросаются другие – те, которым уютно под путинским крылом и плевать на войну, развязанную им в соседней стране. Пореченков с Охлобыстиным в компании с писателями Лукьяненко и Прилепиным создают консервативный телеканал "Ракета", дирижер Гергиев вещает о продуктивности экономического форума в Питере (верным путем движемся, товарищи), режиссер Шахназаров – незаменимый участник антиукраинских телешоу, художник Никас Сафронов вдохновенно малюет портреты Путина вперемежку с котами, Кобзон красуется на Донбассе.
В 1975 году Андрей Вознесенский написал стихотворение "Есть русская интеллигенция": "Вы думали – нет? Есть. Не масса индифферентная, а совесть страны и честь". Был бы жив Андрей Андреевич, очень сомневаюсь, что в нынешней ситуации он остался бы столь категоричным. То есть совесть есть, но не она делает музыку. Громче дуют в трубы ложь и лицемерие.
Кто-то станет пенять на изощренность путинской пропаганды. Но что же это за творцы и мыслители, которые за полтора года не смогли разглядеть рисунки на полотне, которое весьма натужно, назойливо и однообразно ткут распространители кремлевской мысли во главе с Соловьевым, Киселевым, Толстым? Если не поняли, то ослы. Изображать же из себя одураченных – тоже незавидная участь.
Кто-то скажет, что приличных людей на российское телевидение нынче не приглашают. Согласен, но, помимо государственных телеканалов, существует еще и "Дождь". Этот канал не может похвастаться бескрайней аудиторией – всего 4 млн. в месяц, - но все равно это что-то. Его, по крайней мере, активно глядят в Украине.
Есть "Эхо Москвы", которое еще не окончательно ударило лицом в грязь и на которое регулярно заглядывают такие достойные люди, как Веллер и Ерофеев. Акунин, правда, отказался и пренебрег, но пока радиостанция еще остается ресурсом, на котором оппозиционеры представлены весьма внушительно.
Наконец, существует интернет. Представьте себе, что известный актер или музыкант пожелает высказать свое мнение о творящемся в России, - да его текст в отрицательное время разнесется по Сети через тот же Фейсбук.
Вон, захотел питерский режиссер и сценарист Аркадий Тигай высказать свое мнение о происходящем, и его анализ появился в ФБ на странице его друга Игоря Иртеньева. А потом Тигай сам завел страницу, где стал делиться с читателями своими впечатлениями о путешествиях по Украине.
Все возможно. Но не хотят российские люди творчества высказываться по проблеме. Так спокойнее. Не трогай, и тебя не тронут. Ведь молчание – золото. А Галича можно не слушать.
Да только он не успокоится и с того света будет, перебирая гитарные струны, будет лезть в мозг и душу:
"Вот как просто попасть в богачи,
Вот как просто попасть в первачи,
Вот как просто попасть в палачи.
Промолчи, промолчи, промолчи..."