Дело Карпюка-Клыха фальсифицировали 'от сюжета'
Вчера Николая Карпюка и Станислава Клыха посетил в СИЗО консул Украины Александр Ковтун. Он добивался этой встречи больше года, МИД России отвечал ему "с нашей стороны нет препятствий", а следователи "в настоящее время встреча невозможна". Карпюк и Клых сделали официальные заявления о применении к ним пыток и угроз членам семьи. Клых крупный мужчина, его пытали настолько сильно, что следы на ногах до сих пор, год спустя, видны очень четко, он показал их на камеру журналистам в перерыве заседания. Карпюка арестовали в марте 2014, его, как он говорит, пытал опытный оперативник, называвшийся Максимом, в норме следов не должно было остаться вообще. Но в один из заходов кто-то из подручных Максима не уследил, с Карпюка забыли снять наручники, перед тем как пускать ток. В результате на запястье остался небольшой, но очень характерный ожог. Консул записал все это, в ближайшее время информация пойдет в ЕСПЧ и другие международные инстанции.
Сегодня стороны сделали вступительные заявления и началось судебное. По просьбе защиты начали с показаний Николая Карпюка. Он держался уверенно и подробно перечислял где он был в 1994 году и особенно 31 декабря во время боя у дворца Дудаева, в первой половине 1995 и в 1999-2000. Называл фамилии тех, кто может подтвердить его алиби, каким изданиям он давал интервью и где могут сохраниться его фотографии. Присяжные слушали его внимательно. Перед этим прокуроры почти час монотонно зачитывали обвинения и всех совершенно усыпили. Опытные прокуроры знают, что с присяжными так нельзя, с ними надо говорить вживую, чтение по бумажке они не выдерживают и перестают слушать.
О судье надо сказать отдельно. Внешне Вахид Исмаилов очень похож на пожилого Михаила Ульянова, а по манерам – на маршала Жукова в его же исполнении. Он часто прерывает говорящих, щедро раздает замечания, и как на мой вкус, злоупотребляет выражением "суду все ясно", учитывая, что в суд кроме него, входят еще 17 человек присяжных. Судя по реакции последних, им такой стиль ведения процесса то же не по душе. Присяжные чувствительны, особенно в начале процесса, к вранью и к попыткам что-то скрыть. По закону им нельзя рассказывать о пытках и другом давлении, и когда в завершающей части показаний Карпюк перешел к этой теме, судья его совершенно обоснованно прервал. Но поскольку перед этим он прерывал его и нас еще раз пятнадцать, эффект получился смазанным, и наш намек, что признательные показания, которые они услышат потом, были выбиты следствием, до них явно дошел. Поверят они нам или нет – другой вопрос. Пока есть большой риск, что этот состав присяжных не продержится до вердикта: с отбора 12 октября мы лишились по болезни троих присяжных, включая избранного старшину. Осталось всего 5 запасных. Если в ноябре-декабре они будут простужаться в том же темпе, после того как в коллегии останется 11 человек, весь процесс придется начинать заново. Для нас это проблема, но для судьи еще большая: он отвечает за сроки рассмотрения дела. Вся наша общая работа может в результате пойти насмарку. Но мы все равно будем пытаться сделать, что возможно.
Нестыковок в обвинении более чем достаточно. Это дело фальсифицировали не "от фигуранта", а "от сюжета", то есть вписали Карпюка, Клыха, Яценюка и других в уже полностью готовую расследованную историю. 31 декабря 1994 года в Грозном был жестокий бой, погибло много людей. Следствие начали сразу же. Большую часть материалов дела занимают медицинские экспертизы трупов и старые показания других участников событий, в которых никто из нынешних подсудимых не упоминается. На стороне дудаевцев в них участвовали как минимум покойный Музычко и Мазур, было еще несколько украинцев. Фамилия Карпюка впервые возникла в деле даже позже, чем фамилия Яценюка. Их обоих, а также Яроша, братьев Тягнибок и прочих "вспомнил" некто Малофеев, многократно судимый и тяжело больной, которому явно предложили заработать себе спокойный остаток жизни в тюрьме. Начиная с 3 марта он почти ежедневно описывал свои похождения и перечислял всех, кто тогда воевал вместе с ним против федералов. Странным образом, в показаниях, которые Малофеев давал до 18 марта, Карпюк, которого сейчас называют одним из командиров их группы, не фигурирует. Он появляется там только с 18 марта,на следующий день после задержания. Зато Ярош, на тот момент уже глава "Правого сектора", и Яценюк присутствуют изначально.
Я объясняю это тем, что в ФСБ не знали, что Карпюк поедет вместо Яроша в Россию. Бумаги готовили на Яроша. Как сказал сегодня сам Карпюк, начиная с бегства Януковича, "Правому сектору" настойчиво передавали через некоего "личного друга путина, генерал-лейтенанта", приглашение приехать на переговоры с Путиным в Россию. Ярош ехать отказался, поехал Карпюк, его зам по идеологии. Сразу на границе, на КПП их взяли, суд в Брянске дал Карпюк 14 суток за какую-то административку, его привезли в Ессентуки и начали пытать. Обещали украсть сына, подробно описали в какую школу на какой улице тот ходит. Параллельно Малофеев вспомнил, что Карпюк был вторым после Музычко в их банде. В показаниях, которые Карпюк подписал в конце марта, вместо всего этого говорится, что они ехали на встречу с оппозицией и Немцовым.
После окончания допроса Карпюка прокуроры стали зачитывать эти показания. Карпюк не выдержал и крикнул присяжным, что все это ложь. Клых его поддержал. Судья объявил перерыв и велел вывести их поскорее. Завтра суд возобновится, но я по договоренности и коллегами и подзащитными, буду в это время на процессе Савченко.
Зато сестра Надежды, неутомимая Вера Савченко по ее просьбе присоединилась к команде защиты Карпюка и Клыха. Суд допустил ее как общественного защитника. Надежда обещала помочь вытащить остальных украинцев и очень серьезно к этому относится. Разом нас багато.
Оставайтесь с нами.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...