Блог | Пятиглавый дракон коррупции в Украине и Надежда
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Как я говорил в предыдущих статьях, проблемы, которые СССР передал по наследству странам СНГ, и в том числе, Украине, они во многом похожи, и они состоят, в принципе, из трех базовых проблем, которые затрудняют их развитие.
Первая принципиальная проблема – это сложности в финансировании внутренних расходов, слабый баланс, затем слабое внешнее финансирование, которое связано с тяжелыми внутренними структурными рисками. Этому есть свои причины, естественно, в том числе, и такие, которые связаны с банальной сложностью с инфраструктурой, проблемами на правовом поле, но в основном все подобные проблемы технического характера легко решаемы. Поэтому я их даже не выделяю в блок существенных проблем. Я бы сказал, что главная сложность, с которой сталкиваются другие страны. Это коррупция. И это сложная коррупция, которая проросла не через одну страну в течение многих лет после распада СССР. Откровенно говоря, я не считаю, что распад не был ни катастрофой, ни благом. Это для меня что-то вроде распада Римской империи, и довольно естественный процесс. И попытка остановить это – как попытка остановить ледник. Но тем не менее, мы решили посмотреть на вопрос о том, какие задачи нужно, как я считаю, решить Украине в первую очередь.
Я бы сказал, что для решения основных финансовых проблем, которые я обозначил, я специально не буду углубляться, потому что я посвящу этому два отдельных блога. Украине надо адресовать вопросы коррупции в первую очередь, потому что это базовая задача, которую необходимо решить, и решить в самое ближайшее время. Сейчас у Украины, возможно, появится человек, который может это адресовать лучше, чем другие. Я, конечно же, говорю о Савченко, которая, как мне кажется, могла бы вполне заняться этим вопросом, во всяком случае, она бы идеально туда подходила, как я вижу.
Читайте: Россию ожидает жесточайшее похмелье
Но с точки зрения необходимых решений я вижу, что нужно выделить некоторые блоки. Один из них – это вопросы, которые связаны с адекватной оплатой государственных служащих. Причем я хочу отдельно отметить, что, собственно, берет, как показывает статистика, служащий взятки, или не берет, не зависит непосредственно от размера его оплаты труда. И, скажем, статистические исследования показывали, что при увеличении зарплаты люди не отказывались от взяток, если они участвовали в этих схемах ранее. Поэтому, в принципе, единственный серьезный способ – это начать платить зарплату служащим, с самого начала адекватным, чтобы быть в состоянии с них спрашивать. Я понимаю, что перед украинским государством стоят проблемы. Им нужно найти эти деньги. Это просто сказать, сложнее сделать. Но это тот базис, с которого надо начинать. Не начав с него, ничего адекватного построить нельзя будет. Поэтому, это первая составляющая: платить адекватную заработную плату госслужащим.
Затем, очень важная вторая часть – это создавать абсолютно прозрачную систему доступа к информации о расходах государства, и не только государства, а и государственных предприятий, и даже предприятий с государственным участием. Это будет болезненно, но это решаемо. И, кроме этого, необходимо сделать еще больший шаг над собой – больший, чем в принципе делает много кто, но Украине необходимо сейчас пойти дальше, чем это делает большинство государств, потому что ситуация у нее сейчас жесточайшая. Я намерено не углубляюсь в финансы, я совсем недавно на них посмотрел, как экономист, и я вижу довольно большие сложности в этом направлении. Но я считаю, что все решаемо.
Итак, нужно не только быть прозрачными в расходах, что довольно обычная ситуация для западных стран, но и в доходах, потому что это один из способов, каким образом чиновники оставляют часть ренты непосредственно себе на оффшорах для того, чтобы обеспечить себя в ущерб своему народу. То есть, нужно сбалансировано подходить к требованию раскрывать не только информацию о закупках, но и информацию об экспорте, который есть в Украине, об услугах, которые оказывают государственные структуры, о товарах, которые они продают.
Нужно контролировать эту маржу, надо понимать, на структурном уровне не позволять изымать прибыль помощниками этих чиновников.
Для того, чтобы обеспечить реальное исполнение такого требования, необходимо, – и это еще более болезненный процесс, тем не менее, необходимо создать систему раскрытия с финальных собственников, бенефициаров каждого предприятия, бизнесов. И, конечно, этим придется заняться непосредственно всем крупным бизнесменам в Украине. Возможно, если они хотят сохранить государственность в Украине, это одна из задач, которую они должны решить, хотя я понимаю, насколько это болезненно.
Третий блок вопросов, которые нужно решить, он связан с крушениями административных преград любого характера. Работа в этом направлении должна носить тотальный характер. Нужно взять за основу принцип упрощения любого административного барьера, с разрешительного характера на уведомительный. В случае, если на уведомительный характер перейти нельзя, опустить это этажом ниже с регистрации корпораций для получения лицензий для регистрации физических лиц, сотрудников, которые лицензию действительно получают, создавая экзамены и т.п. Это, как минимум, с учетом массовости, не позволит сузить в бутылочное горлышко бизнес корпораций, и, в принципе, поставит перед чиновниками необходимость измерять свои какие-то запросы, даже если в них будет вот эта составляющая, с которой нужно отдельно бороться.
Четвертая необходимая составляющая – это постоянная институциональная борьба с коррупцией через существующие инструменты международного права. Ну есть всем известные инструменты, это – OECD bribery convention и United Nations Convention against Corruption. Вот эти две конвенции, они в принципе обеспечивают борьбу с коррупцией на правовом институциональном уровне. Причем последняя конвенция, она позволяет использовать регуляторную платформу, которая является частью этой конвенции – которая предусматривает и прямые меры борьбы с коррупцией, и меры по возврату денег, и т.п. Все эти инструменты можно и нужно использовать, таким образом, чтобы это были документы прямого действия, и их нужно исполнять на территории Украины на деле, через суды, возможно, создав специальные суды по борьбе с коррупцией.
Читайте: Обмен Савченко: Россия в качестве побитой собаки
Следующая составляющая – 5-й столб, пятое направление движения. Оно состоит в использовании технологий. Я как-то узнал такую интересную историю: что на правах в Мексике используются QR-коды – это код, который можно просканировать, так что каждый полицейский с телефона может просканировать любые права и понять, действительны они или нет, были ли они отозваны, просрочены, или может быть, с ними есть какие-то другие проблемы. Также можно узнать, не находится ли этот человек в розыске, и т.п.
Так вот, дело в том, что эта система расположена в облаке, и это облако держится не в Мексике, а в Финляндии. То есть, правительство Мексики разместило сервер, на котором находится вся необходимая информация, в Финляндии, и финны сами пополняют, то есть какая-то фирма (я даже знаю, какая), которая занимается тем, что оказывает профессиональные услуги по такому независимому пополнению этой базы. Эта фирма сама пополняет эту базу из специальных источников, соответственно, даже если такая составляющая возникает, желание у полицейского есть – получить взятку, чтобы отпустить человека с просроченными правами, – он не сможет это сделать. Потому что когда он только получил доступ – у каждого из полицейских есть свой собственный номер, который приводит конкретно к этому полицейскому. Соответственно, если он определил, что чьи-то права недействительны и не оштрафовал, но эта информация становится немедленно известна. И в Мексике практически прекратились случаи коррупции с правами по этой причине.
Таких мер надо пересмотреть множество. Есть масса в принципе технологий, которые существуют сейчас, и по отслеживанию платежей, и даже по установлению меток на платежах. Есть отдельные технологии в этом направлении. Но все эти меры будут недостаточны, если они будут просто приниматься и не будут частью большой серьезной программы. Я бы даже сказал, дорожной карты, которая бы возобновлялась, и в рамках государственной политики становилась доступной всем заинтересованным лицам, стейкхолдерам, как говорят в США.
Кто эти люди? Это все те, кто живет в Украине, это те, кто интересуется тем, что происходит в Украине, потому что у них есть в Украине активы, это все те, кто имеет родственников и других людей, с которыми они связаны. И, собственно говоря, это те люди, которые могут заинтересоваться инвестициями в Украину. Это очень важный момент, чтобы адресовать их внимание. Но, обеспечив пассивный доступ к информации и к должникам, которых Украина будет, я надеюсь, принимать, для того, чтобы работать в направлении борьбы с коррупцией, будет явно недостаточно.
Я думаю, Украине надо использовать свои громадные диаспоры за границей для того, чтобы рассказывать, для того, чтобы люди, которые живут в Америке, Канаде, Франции, Германии, немножко отдали своей родине через, возможно, предоставление этой информации для своих друзей и знакомых. Таким образом, это, безусловно, повысит инвестиционную привлекательность Украины как страны, и даст понять – это очень важно – фондам прямых инвестиций, частным инвесторам, хеджфондам о том, что Украина стоит на пути выздоровления в отношении коррупции, что со временем также позволит ей восстановить свои финансы.