Блог | Останется ли Печерский суд "твидовым", или Шанс для генпрокурора
Во время недавнего путешествия в Америку совершенно неожиданно для себя обнаружила информацию о некоем Уильяме Мэйджире Твиде. Обратила я свое внимание на это имя, поскольку оно, как было указано в источнике, стало именем нарицательным для обозначения политической коррупции. Что ж, весьма актуальная тема для наших дней, особенно, если посмотреть на ситуацию в Украине. Как оказалось, этот Твид - один из самых беспринципных за всю историю американских политиков и глава т. н. "шайки Твида". В общем, оказалась весьма увлекательная история, но только из ХІХ века.
Из биографии Уильяма Мэйджира Твида я узнала о том, как он мастерски использовал свой политический статус для личного обогащения.
Оказывается, с 1858 года, и особенно в период Гражданской войны в США (1861-1865), Уильям Твид делает все, чтобы стать безраздельным лидером организации демократической партии штата Нью-Йорк (Таммани-холла; это еще та организация, как оказалось), повновластным хозяином "политической машины" демократов. И такое безраздельное властвование ему необходимо было для того, чтобы запустить "коррупционную машину".
С помощью своего окружения Твид не только непосредственно брал огромные взятки за подряды на строительство, выделение земли, "разводнение" акций и т.д. в Нью-Йорке, но и прямо воровал из федеральной казны и бюджета штата и города.
В тот момент, когда я об этом читала, мне показалось, что это какое-то дежавю, только федеральный бюджет назывался чуть по-другому.
Переполнившим чашу терпения делом, на котором "шайка Твида" "погорела", стало финансируемое из казначейства штата строительство нью-йоркского городского суда на Чамберс-стрит, 52. Строительство здания началось в 1861 году, но даже десять лет спустя, когда злоупотребления Твида и его подельников были разоблачены (при уже завышенной сметной стоимости здания около полутора миллиона долларов США эти деньги были списаны подрядчикам по "липовым" накладным за несуществующие работы), суд над ними проходил в недостроенном здании. В 1877 году строительство здания было возобновлено и завершено в 1881 году.
В общей сложности возведение здания суда обошлось налогоплательщикам в 12-13 миллионов долларов США (порядка 250 миллионов долларов в ценах 2009 года).
В "честь" Уильяма Мэйджира Твида суд до сих пор называют его именем - Твидов суд.
"Главным разоблачителем" Твида стал еженедельник Harper’s Weekly - одно из немногих изданий, над которыми Твид не смог установить контроль. Благодаря карикатурам художника Томаса Наста высмеянный Твид сначала лишился положения, а затем и свободы (трижды: два раза в США и один раз в Испании). В этом месте вспоминаются слова из песни Высоцкого: "Сколь веревочка ни вейся…".
И вот наконец-то однопартийцы Твида заметили, что порочит мистер Твид доброе имя партии. Но если быть уж совсем точной, то однопартиец Твида, губернатор штата Нью-Йорк Сэмюэль Тилден, не выдержал компрометирующего поведения и фактически стал разоблачителем "Шайки Твида". По его настоянию Твид был судим и приговорён к 12 годам тюремного заключения, но в результате больших взяток по решению Верховного суда США этот срок был снижен до одного года. Вот она, коррупция в судейском корпусе, таки проявила себя. Но такой мягкий приговор вызвал возмущение нью-йоркцев из высшего общества, и Твид был опять арестован, судим второй раз, но бежал 4 декабря 1875 года и скрылся на Кубе, откуда отплыл в Испанию.
По запросу администрации США испанское правительство, не желавшее дипломатических осложнений с Америкой, сразу его выдало. В 1876 году Твид был перевезён обратно через океан в "свою" тюрьму штата Нью-Йорк.
И по иронии судьбы умер Твид-коррупционер в тюрьме Ладлоу, которую сам же и построил и на строительстве которой также нажился.
Вот такая интересная история из жизни политических коррупционеров ХІХ века.
Одновременно с тем, как я знакомилась с историческими нюансами становления американских коррупционеров, в Украине проходили интереснейшие события – назначение нового генерального прокурора. И нюансов в этом назначении было предостаточно. Но меня, в силу профессии, интересовало, прежде всего то, насколько вновь назначенный генпрокурор будет являться действительно способным занимать эту должность и действовать в соответствии, несмотря на отсутствие высшего юридического образования. И, конечно же, мне интересно, каково будет влияние нового генпрокурора в сфере судебной власти. Например, насколько он будет способен обратить внимание не на громкие коррупционные деяния в верхушках судебной власти, а на то, как вершится правосудие в Печерском суде г. Киева, благо, поводов, более, чем предостаточно.
В моем личном активе, как это ни прискорбно, есть дела, в решениях по которым абсолютно очевидна коррупционная составляющая. С одной стороны, дело об определении доли в общей совместной собственности должника по представлению исполнителя, с целью взыскать за счет этой доли бесспорную задолженность, и в котором судья настолько безграмотно применяет нормы материального права, что впору задаться вопросом: а она вообще училась на юрфаке или просто купила диплом? При этом, как усматривается из ее решения, она не считает, что должник должен вообще что-то платить, тем более, за счет своего имущества. Принцип должников "кому я должен – всем прощаю" отдельным судьей Печерского суда возведен в абсолют. Что ж, полагаю, что она осталась не в накладе. А как же кредиторы? А они пусть судятся дальше, ведь в решении указан порядок обжалования. Вот только эта же судья уже больше месяца (!) не отправляет дело в апелляционную инстанцию, видимо, и за эту "задержку" получила сполна.
С другой стороны, дело об участии отца в воспитании малолетнего ребенка, в котором судья, опять же Печерского суда, приняла решение в пользу отца-тирана, при наличии многочисленных заключений психологов, которые совершенно однозначны в своем мнении – общение отца с ребенком может привести к необратимым последствиям для ребенка. Обращения к Президенту и Уполномоченному Президента Украины по правам ребенка пока не дали своих результатов. Что ж, судя по всему, эти обращения будут дополнены и соответствующими данными по тому, как судья Печерского суда принимает неправосудные решения с целью своего личного обогащения.
Но, как говорится, собака лает – караван идет. И как сказал один из моих ФБ друзей: "Хорошо смеется тот, кто смеется в кассационной инстанции".
И, наверное, возлагать вину только лишь на судей Печерского суда нельзя (имеются ввиду судьи, которые не чтят честь мундира, точнее мантии). Такие судьи часть системы, у которой, по сути, осталась лишь оболочка, поскольку внутри – сплошной трупный яд. И, наверное, кто-то из них да и знакомился с тем, как решения Верховным судом США принимались в ХІХ веке и, знай себе, перенимали опыт. Подумаешь, присяга. А кому она сейчас нужна? Видимо, так и считают отдельные "звезды" в мантиях, верша правосудие в Украине.
Но, как уже было сказано, у меня большие надежды на нового генерального прокурора. Президент в своей речи отметил, что у нового генерального прокурора гараздо больше морального права занять эту должность, чем у кого бы то ни было, имеющего высшее юридическое образование. И именно это "моральное право" дает мне надежду на то, что фундаментальный правовой принцип верховенства права станет определяющим, хотя бы в отдельно взятом суде.
Подводя итог сегодняшним рассуждениям, отмечу, что в социальных сетях до сих пор ведутся баталии по поводу наличия юридического образования у генерального прокурора, однако сомнительные и неправосудные решения судей Печерского и иных судов принимаются людьми, у которых де-юре юридическое образование есть, но это мало кого спасает от произвола.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...