Текст переведен специально для сайта "Обозреватель". Оригинал читайте на Bloomberg.com
С тех пор, как в России Путин пришел к власти, заработавшие миллиарды в первое десятилетие туманного российского капитализма люди начали устраняться один за другим: попали в тюрьму, были вынуждены покинуть страну либо отказаться от нажитого состояния или же участвовать в невыгодных проектах. Сегодня, судя по всему, пришла очередь Виктора Вексельберга: задержание одного из его топ-менеджеров показало, что регулярные демонстрации лояльности в отношении Кремля – вовсе не гарантия безопасности.
История берет начало 28 июля 2000 года, когда Путин проводил свою первую официальную встречу с лидерами российского бизнеса. Медиа-магнат Владимир Гусинский не смог посетить данное мероприятие, поскольку уже был в тюрьме: Путин тогда проводил процедуру отъема его новостного телеканала. Борис Березовский, чьи разнообразные активы, в том числе СМИ, помогли Путину выиграть выборы, также отсутствовал, и спустя всего пару месяцев он решил вовсе не возвращаться из Лондона, опасаясь ареста. Михаил Ходорковский, еще не зная, что вскоре потеряет свою нефтяную компанию и проведет 10 лет в тюрьме, на встречу прибыл. Также там был Сергей Пугачев, который впоследствии также лишился всех своих холдингов и ныне живет во Франции.
Читайте:
Как путинская система пожирала саму себя
А еще там был Вексельберг – один из тех богатых россиян, кому при Путине жилось немного проще, поскольку не поднимал взгляда и послушно платил государству взносы. Если говорить конкретнее, он, владелец состояния в $14.2 млрд (согласно данным Bloomberg Billionaries) старательно создавал себе образ патриота, возвращавшего на родину пропавшие сокровища – такие, как коллекция пасхальных яиц Фаберже и архивы трудов националистического философа Ивана Ильина, которого так любит цитировать Путин. При Медведеве Вексельберг активно помогал развитию проекта "Сколково", который по замыслу Кремля должен был стать российским аналогом Кремниевой долины. Иными словами, он был настолько предан Кремлю, насколько это вообще возможно.
Тем не мене, в понедельник 5 сентября, два его ближайших соратника Борис Вайнзихер и Евгений Ольховик были задержаны, а один из приближенных - Михаил Слободин, был объявлен в розыск. Последний является генеральным директором ПАО "ВымпелКом" - одной из трех крупнейших телекоммуникационных систем России, и избежал ареста лишь потому, что находится заграницей. Пока не ясно, вернется ли он в Россию, чтобы столкнуться с выдвигаемыми обвинениями, но известно, что он подал в отставку сразу же, как стало известно о начавшихся арестах.
Все трое из окружения Вексельберга – представители российской корпоративной элиты. Ольховик, давний партнер Вексельберга, был управляющим директором диверсифицированного холдинга "Renova". Вайнзихер управлял компанией "Т Плюс", которая контролирует 7% выработки электроэнергии в России и 10% национального рынка отопления.
Обвинения против соратников Вексельберга, по всей видимости, являются следствием "гнева Путина". Известно, что 8 августа Сергей Гапликов, действующий глава республики Коми, отправил Путину письмо, в котором жаловался на то, что система теплоснабжения города Воркута, обеспечивающая отопление для 80 тыс. жителей, находится в плачевном состоянии и вот-вот выйдет из строя из-за недостатка финансирования. Он уточнил, что владелец ТЭЦ – компания "Т Плюс", пыталась распродать все оборудование, поскольку услуги теплоснабжения не оплачивались уже многие месяцы.
Читайте:
Путинская осень. Что бы еще отмочить?
Путин этот намек понял. Он гневно ответил "Обязательно, так и сделаем. Эта безответственность должна быть пресечена" Расследование было быстрым, и всех трех менеджеров обвинили в подкупе бывшего главы администрации Коми Вячеслава Гайзера с целью повышения тарифов на отопление. Узнав о лихорадочных темпах следователей по делу, компания "Т Плюс" в конце августа поспешила заявить, что наращивает инвестиции в теплоцентрали Воркуты, но было уже поздно.
Вексельберг, хотя и не попав под арест, имеет множество причин для беспокойства. Арест близких соратников и обыски в головном офисе – типичные признаки того, что Кремлю от него нужно что-то получить. В скором времени может выясниться, например, что средства или имущество компании "Т Плюс" пригодились Кремлю в каком-то государственном проекте или перешли во владение одному из путинских друзей-миллиардеров.
Миллиардер, способный понять, что от него требуется, как правило может сохранить свое состояние. Так, целая серия обысков в офисе Михаила Прохорова, владельца "Brooklyn Nets", заставила его понять, что его телеканал "РБК", по-видимому, слишком далеко зашел в расследовании подробностей жизни семьи Путина. Прохоров уволил старых редакторов, нанял новых, и на этом репрессии прекратились.
Вексельберг, как и все подобные ему – никто иной, как заложник Кремля, распределяющего богатства на собственное усмотрение. Отношение Путина к коррупции лицемерно по своей сути: имея дело со всемогущим государственным аппаратом, едва ли возможно выбраться, не заплатив выкуп.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...