Лада Лузина
Лада Лузина
украинская писательница, журналистка

Блог | Семь киевских чудес Св. Николая

15,0 т.
Семь киевских чудес Св. Николая

22 мая – праздник св Николая вешнего. В Киеве Николай Мирликийский приобрел особое имя – Мирнокиевский.

А дабы осознать особое отношение Киева к этому святому – достаточно однажды посчитать, сколько у нас Николаевских церквей: Николы Доброго, Николы Притиска, Николы Набережного, Николы Мокрого, церковь св Николая на Аскольдовой могиле, Храм святителя Николая возле Иорданского источника, Никольский собор Свято-Покровского женского монастыря, Никольская больничная церковь в Лавре... список можно продолжать еще долго, пишет Лада Лузина для "Сегодня".

Киевляне никогда не сомневались во взаимности своих чувств – в таком же особом отношении святителя Николая к их Городу. И имели на то основания! С Киевом связаны истории целых семь чудес Николая.

По одной из сугубо местных легенд Город посещал не только апостол Андрей, но и св Николай. Святитель приезжал сюда в гости к Богородице. Объявив Успенскую церковь Лавры своим домом на земле, Божья Матерь позвала на новоселье архиепископа Николу и священника Ария, с условием: тот, кто приедет первым и освятит ее храм. Но Арий очень хотел прибыть раньше, потому, остановившись в дороге на одном постоялом дворе со святителем, приказал своим слугам отрезать головы всем лошадям соперника. И, наверное, выиграл бы гонки в гости, кабы Николай не был чудотворцем – он попросту приставил отрубленные головы лошадей к телам и оживил их. По скромности, архиепископ не стал рассказывать о своих чудотворениях – только окружающие сами заметили, что впопыхах он пристроил к черным лошадям головы белых и наоборот.

Читайте: В Киеве девочке отказали в параде вышиванок из-за цвета кожи

Эта киевская легенда об освящении Успенкой церкви самим святым Николаем отголосок другой – всемирной, о конфликте Николая и Ария. Считается, что в 325 году св Николай присутствовал на Первом Вселенском соборе в Никее. Речь Ария, усомнившегося в божественной природе Христа, показалась Николе Угоднику еретической, и он, не мудрствуя, отвесил оратору оплеуху. За "хулиганство" святой был поначалу даже лишен архиерейского одежд и заключен в башню. Но со временем все признали правоту Николая в данной дискуссии… а вот бил ли излишне горячий святитель (вопреки всем христианским канонам смирения и кротости) своего оппонента – в церковных кругах, представьте себе, дискутируют до сих пор! (Интересно, не в память ли о никольском "заушении" праздник Николы Зимнего до революции был днем кулачных боев?)

Самая известная киевониколаевская легенда "Чудо о некоем детище" связана с иконой Николы Мокрого в Софийском соборе. Давным-давно, между 1087 и 1091 годами, благочестивые муж и жена поплыли на лодке из Киева в Вышгород, поклонится мощам Бориса и Глеба. На обратной дороге жена задремала и выпустила из рук маленького сына. Мальчик упал в воду и утонул. В отчаянии родители принялись плакать и взывать к св Николаю, покровителю всех мореплавателей, вопрошая, почему он не уберег их ребенка? На следующий день, зайдя рано утром в Софийский собор пономарь услышал на хорах детский плач – и увидел, что под иконой Николы лежит младенец мокрый от воды, но живой и здоровый. Николай вернул родителям их малыша… С тех пор образ и прозвали Николой Мокрым, почитали как чудотворный и считали одной из первейших киевских святынь.

Никто точно не знает, когда в святой Софии Киевской появилась эта икона, но киевляне верили, что Никола Мокрый – древнейшее изображение св Николая на Руси, и чудо, сотворенное им в Киеве в XI веке – первое на древнерусской земле.

Читайте: Страна нелюбви

По мнению Ремизова до нашествия хана Батыя у нас был распространен лишь (! ) "один образ Николы – Никола Мокрый", именно это киевское поясное изображение с Евангелием в руках стало архетипом для большинства икон Николая. К счастью – в отличие от многих других киевских святынь, она не была уничтожена. В разгар войны ее увезли из Киева и спрятали, чтоб сохранить… и надежно хранит до сих пор в Нью-Йорке, в бруклинской православной церкви Пресвятой Троицы.

Сейчас сюжет о чудесном спасении младенца можно увидеть в Киеве на другой иконе, созданной известным украинским художником и иконописцем Иваном Ижакевичем – в маленькой Макарьевской церкви, на горе Юрковице ( ул. Старая Поляна, 46) А сама история с детищем, по преданию произошло на Днепре – прямо напротив подольской церкви Николы Набережного ( Сковороди Г. вул. 12/8). Самую первую церковь на этом месте поставили там в XI веке память о чудесном спасении ребенка.

Третье киевское "Сказание о чуде Святого Николая над половчином") связано с храмом Николы Доброго на подоле (ул. Покровская, 6.). (Хотя по иной версии она, как и ряд других николаевский историй относится к древнему, четырежды снесенному и лишь недавно восстановленному вновь церкви Николая Йорданского (ул, Кирилловская (бывшая Фрунзе), 47-A.)

В XII веке христианин по имени Добрик взял в плен богатого половца, и отпустил его на свободу в обмен на обещание выкупа – табуна лошадей. Обет был дан пленным в церкви перед иконой Николы. Поскольку половец поклонялся иным богам, он не воспринял клятву серьезно и, не собирался выполнять ее до тех пор, пока, вернувшись домой, не упал с коня, не забился в страшных корчах и не увидел пред собой св Николая, объявившего "…скоро отнеси обещанное перед моим образом!" (по иной версии святой собственноручно схватил клятвопреступника с коня и начал трясти) В итоге потрясенный должник пригнал в Киев не один табун лошадей, а сразу два. Второй – специально для святого Николы, в дар его церкви.

Позже на месте деревянной церкви с Иконой Николы Доброго была построена каменная, а при ней истинное проявление доброты – больница для бесприютных стариков и сирот. Сейчас от Доброниколаевского храма осталась одна колокольня. Но ее священник Александр Глоголев (духовник семьи Булгаковых, обвенчавшего Михаила Афанасьевича с первой женой) замученный в 1937 году в Лукьяновской тюрьме – сумел сохранить легендарный образ. В 1888 потомки Глаголева передали ее в Анно-Зачатиевскую в Дальних пещерах Киевской Лавры.

Подольская Церковь Притиско-Никольская (ул. Хорива 5А) – свидетельница четвертого киевониколаевского чуда. Однажды ночью в храм залез вор и набрав полный мешок добра, собирался было улизнуть обратно через окно, да задел своим мешком огромную икону св Николая. Святитель свалился прямо на него и "притиснул" грабителя… Тот умер на месте. А икона "задержавшая вора" получила имя Николы Притиска.

Красивая история о чудесном появлении иконы связанна с Аскольдовой могилой, где по версии ряда историков задолго до крещения Руси княгиней Ольгой был возведен самый первый в Киеве Николаевский храм, поставленный ею на могиле князя Аскольда, получившего при крещении имя Николы.

Читайте: Неволя и представление

В 1113 Сын Владимира Монамаха и будущий киевский князь - Мстислав Великий отправился на охоту, а, возвращаясь ночью домой, заблудился в лесу и никак не могу найти дорогу обратно… Как вдруг увидел на пне икону святого Николая, излучавшую яркий свет. Этот свет и указал княжичу нужную дорогу. А на месте иконы был поставлен слуп (столб) с иконой Николы.

Приятно, что пятое "чудо на ловах в Киеве" не забыто – и в наши дни на стволах старых деревьях вокруг Аскольдовой могилы можно увидеть много икон !

Шестое чудо произошло с тем же благоверным Мстиславом 1, в период его правления в Новгороде князь заболел и увидел во сне пророчество святого – излечить его может только икона Николы Мокрого из Киева. Он немедленно снарядил за ней корабль, но посланники князя попали в бурю – а по ее окончанию увидели, что к борту корабля волны принесли новую мокрую икону Николы – этот образ Николая Дворищенского необычной круглой формы на долгие годы стал новгородской святыне.

Седьмое чудо рассказывает "о жене сухорукой". Увидев, как женщина работает в Николин день – святитель обиделся и у несчастной отсохла рука. Подобных историй о разных святых, наказывавших трудоголиков за работу в их праздничный день– очень много. Но Николаю подобная придирчивость не столь уж присуща. Куда характернее распространенная всеукраинская легенда о св Николае и св Касьяне. Первый отказывается помогать мужику, боясь испачкать одежду, второй, при виде завязшей в грязи мужицкой телеги, просто закатывает рукава и помогает несчастному вытащить ее на дорогу… вот так вот, своими руками, без всяких чудес.

И в этом коротком сюжете – объяснение всеобъемлющей народной любви к святителю Николе. Любви почти кощунственной (в народе верили: "Если бог умрет – его место займет святой Николай, а Святая Троица– это Иисус, Богородица и Николай Чудотворец!) Любви объяснимой… Ведь Бог-отец требователен. И даже милосердный евангельский Иисус – суров. А Никола и Богородица добры и милосердны – она плачет и сопереживает всем без исключения людям, он готов всегда прийти на помощь – подсобить, подтолкнув телегу, вернуть ребенка, призвать к ответу обманщика… и дать обидчику по уху, коли надо! Это настоящая любовь к людям – не в высокодуховном, в простом человеческом понимании любви.

И в этом плане киевляне тоже всегда платили святому Николаю взаимностью!

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...

Источник:Сегодня