Блог | Запрягли, пора ехать: почему у Грузии реформы получились быстрее
На территории постсоветских стран Украина — единственная страна, которой на протяжении очень долгого времени удавалось избегать резких социальных колебаний, конфликтов и кровопролития. Это позволило государству изначально оказаться на гораздо более выгодной стартовой позиции для проведения реформ, чем, например, Польше того периода. Но, к сожалению, украинцам не удалось воспользоваться создавшимся преимуществом, которое сохранялось еще 10-15 лет тому назад, чтобы провести радикальные изменения.
Много лет назад я услышал, как украинцы говорят про самих себя: "Долго запрягаем, быстро едем". Долгие 25 лет украинцы "запрягали". Теперь пришло время "ехать".
На самом деле результаты реформ уже видны — экономика Украины "оттолкнулась от дна" и начала расти. Даже в самые тяжелые времена, когда горел Крещатик (в январе-феврале 2014 года) и многие люди смотрели в будущее с пессимизмом, уже тогда я говорил, что 2014 год будет тяжелым, 2015-й будет нелегким, но 2016 год станет переломным — все так и происходит.
После визита Премьер-министра Гройсмана в США уже через неделю из Америки в Украину прилетела группа высококлассных специалистов таможенной службы - для изучения оптимальных условий работы украинской таможни, что отобразится также и на бизнесе. По моему мнению, американская таможенная служба лучшая в мире. Они приехали, изучают ситуацию и после анализа сложившейся обстановки представят свои выводы, решения и предложения по наведению порядка в украинской таможенной службе. И, я считаю, это во много раз лучше, чем та абсурдная идея, которую озвучили год назад — отдать (в виде эксперимента) таможню в руки частной компании. Если в этом вопросе мы прислушаемся к мнению американских специалистов, я вас уверяю – уже через год Украине не потребуется просить МВФ о выделении каких-либо кредитных средств. В этом не будет необходимости.
Хочу провести параллель с моей родной Грузией. До момента, когда в 2003 году Грузии поменялась власть, страна находилась в таком упадке, что возникал вопрос о самом существовании ее как независимого государства. Большинство государственных институций присутствовали исключительно на бумаге — они не функционировали. К тому же бюджет грузинского государства в 2003 году составлял всего $500 млн. Налоги почти никто не платил, а государство, в свою очередь, практически не предоставляло народу услуги (большинство людей жили в домах без электричества и центрального отопления) — это был достаточно яркий показатель неэффективности госсистемы.
К тому же, когда приходило время выборов, людям говорили, что вне зависимости от того, как они проголосуют, на результатах выборов это не отобразится. Когда у людей фактически отобрали право волеизъявления, это вызвало протест, народ вышел на улицы и потребовал смены правительства. Какие-то элементы грузинских событий сейчас повторяются в Украине, особенно учитывая военные действия на Востоке. Но в целом, я бы не хотел, чтобы Украина пережила события, аналогичные грузинскому сценарию того периода.
После смены власти в Грузии буквально через 3-4 месяца ситуация изменилась. В стране удалось быстро и радикально провести реформы, многие из которых продолжаются до сегодняшнего дня. В Украине тоже был хороший момент для радикальных реформ во время "оранжевой" революции, когда новое правительство получило огромную поддержку граждан. Кстати, реформу в Грузии удалось провести потому, что новое руководство страны принимало жесткие и непопулярные, но необходимые решения, а народ за счет высокого уровня доверия к действиям правительства не протестовал. В грузинском обществе и правительстве наблюдалось единство, в отличие от Украины.
Большинство грузинских реформ не дали мгновенного результата. Какие-то реформы сразу же отобразились на ситуации в стране, но некоторые результаты видны лишь сейчас, когда уже ушло правительство, начавшее реформы.
В итоге ровно через пять лет бюджет Грузии увеличился в 5 раз. В Украине все произошло немного иначе. Невозможно проводить быстрые и эффективные реформы в условиях, когда президент говорит одно, правительство — другое, а парламент делает третье. Поэтому лишь сейчас, в последние несколько месяцев, в Украине сложилась достаточно хрупкая, но рабочая модель, когда президент, парламент и исполнительная власть работают в унисон. И я очень надеюсь, что если так продолжится хотя бы несколько ближайших лет, Украина твердо станет на путь развития и процветания.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...