Блог | Где новый закон об адвокатуре? Месяц длинной в 120 дней…
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
6 марта 2014 года Министр юстиции Павел Петренко раскритиковал действующий Закон Украины "Об адвокатуре и адвокатской деятельности", поскольку он, по его же словам, "сделал адвокатов крепостными".
Тогда же, 6 марта, была создана рабочая группа с амбициозным планом разработать новый хороший закон об адвокатуре, получить выводы Венецианской комиссии, внести его в парламент и все это успеть за месяц.
С тех пор прошло 4 месяца, проекта закона об адвокатуре в парламенте нет.
3 июня на сайте Министерства юстиции появился анонсированный проект. Правда в процессе работы он из "нового закона об адвокатуре" усох до скромного закона о внесении изменений в действующий закон, а позже его текст и вовсе исчез с сайта Минюста. Страничка осталась, а вот текста нет.
В сети остались копии этого проекта. Примечательно, что особой революционностью относительно прав адвокатов проект не отличается, однако в нем нашли отражение идеи, которые ранее подвергались жесткой критике со стороны группы депутатов оппозиционной на то время фракции "Батькивщина", выходцем из которой является нынешний министр юстиции П.Петренко.
Например, идея монополизации за адвокатами представительства в суде. Такую норму исключительно для уголовного процесса внедрил Уголовный процессуальный кодекс Украины. Основной целью было повышение качества услуг именно в уголовном процессе, так как результаты дела могут самым непосредственным образом отразиться на дальнейшей судьбе человека и месте его пребывания в ближайшие годы. Прошлая власть пошла на закрепление права представительства в уголовном процессе за адвокатами соединив это новшество с внедрением бесплатной правовой помощи. То есть, человек который не может нанять адвоката, получает его от государства.
Тем не менее во время обсуждения и принятия УПК норма о том, что только адвокат может выступать в уголовном процессе вызывала негодование соратников нынешнего министра юстиции, народных депутатов "Батькивщины"Саса С., Мойсика В., Шишкиной Е., Прокопчука Ю. и других.
По проекту же Минюста только адвокаты могут представлять граждан в суде, вне зависимости от вида судопроизводства. Идея довольно спорная, основным минусом видится затруднение доступа граждан к получению правовой помощи: адвокатов гораздо меньше чем дипломированных юристов и услуги адвокатов традиционно дороже. Особенно негативно это отразится на людях с малым достатком, тех, которые проживают в маленьких населенных пунктах, но где так же возникают споры, которые без суда не решить.
Идея монополии адвокатов тем более спорна, поскольку одновременно законопроект существенно ужесточает требования к адвокатам.
Также интересен путь, который выбран для закрепления нормы о представительстве в суде исключительно за адвокатами. Следуя правилам законопроектной работы, норму о монополизации за адвокатами представительства в суде следует вносить в процессуальные законы, но никак не в закон об адвокатуре. Странно, что для специалистов из министерства юстиции это не очевидно.
"Плодотворная" работа Министерства юстиции над новым блестящим законом об адвокатуре в очередной раз показывает, что критиковать гораздо легче, чем сделать что-то самому, а потому имеем арифметику от Минюста – месяц длинной в 120 дней.
На конкретном примере работы министерства юстиции, пятничное заявление Премьер-министра о необходимости переформатирования правительства звучит очень даже обоснованно. Прогнозирую, что известие об увольнении министра юстиции в среде правозащитников будет встречено одобрительно.