Текст переведен специально для сайта "Обозреватель". Оригинал читайте на AtlanticCouncil.org
После того, как британские избиратели на референдуме 23 июня проголосовали за выход из Евросоюза, вице-премьер-министр Украины по евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе заявила: "Мы с уважением относимся к решению граждан Британии, но нам жаль, что так происходит. С моей точки зрения, это ослабит ЕС, это означает, что ЕС будет вынужден дополнительно сосредоточиться на собственных проблемах"
Настороженность и озабоченность министра не беспочвенны. Украинцам сложно понять, зачем Британии подобное голосование. Они боролись и продолжают бороться за свой "европейский выбор". Сначала – в ходе революции, затем – в интенсивной гибридной войне, и теперь - в менее остром противостоянии, украинцы защищают свое право свободно взаимодействовать с ЕС и, в конечном итоге, присоединиться к нему.
Читайте:
Brexit открывает окно возможностей для Украины
Слова Климпуш-Цинцадзе также указывают на основную проблему для Киева, которую влечет за собой выход Великобритании из Евросоюза. Европейские политики, дипломаты, журналисты и эксперты будут еще более отвлечены от внутренних событий Украины и русско-украинского конфликта. Несколько других фундаментальных проблем ЕС требуют внимания со стороны Запада, включая отголоски мирового экономического кризиса, греческий финансовый кризис, накрывающие волны беженцев, разгоревшуюся гражданскую войну в Сирии, центральноевропейский лжелиберализм, проблемы переговоров о TTIP - Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве, усиление правого популизма и напряженные отношения с Турцией.
Словно всех этих проблем было недостаточно, голосование за выход из ЕС привнесло дополнительную неопределенность на всем континенте. Ставки для Грузии, Молдавии и Украины высоки, поскольку они надеются войти в состав ЕС, хотя ни у одного из претендентов нет явной перспективы членства. Будет ли растерянный и охваченный кризисом Евросоюз все еще в состоянии начать переговоры об их присоединении, когда они выполнят условия соглашений?
Хотя эти страхи можно понять, все же прямые последствия референдума для таких стран, как Украина, могут быть весьма ограниченны. Во-первых, наверняка неизвестно, выйдет ли Великобритания из состава ЕС. Видимые экономические, политические, и социальные последствия отсоединения для Великобритании – не что иное, как катастрофа. После того, как были объявлены результаты голосования, британские валюта и акции резко упали. Компании, банки, капитал и инвесторы могут массово покинуть Соединенное Королевство.
Что еще хуже - Соединенное Королевство может распасться, поскольку большинство граждан в двух его частях — Шотландии и Северной Ирландии — пожелали остаться в составе Евросоюза. Наконец, референдум вывел на передний план очевидный конфликт поколений среди избирателей: между более возрастными сторонниками выхода из ЕС и молодыми, желающими в нем остаться. Огромная напряженность, которую выход Британии обострил — хотя процесс разъединения еще даже не начался — говорит о том, что резкий разворот еще вполне возможен. Но если текущее положение не изменится, Украина будет затронута в течение нескольких ближайших лет.
Значительная часть будущего внимания ЕС, энергии и ресурсов уйдет на обсуждение и реализацию отсоединения Британии, а также установление новых отношений между Великобританией и ЕС. Отмена Брюсселем визовых требований для краткосрочных визитов украинцев может быть отложена на неопределенный срок. Проукраинская и воинственная по отношению к России британская позиция в ЕС пропадет, а политический вес Евросоюза в целом снизится. В худшем случае другие страны-члены ЕС также могут провести референдумы и решить покинуть союз.
Читайте:
BREXIT-гейт: что на самом деле стоит за британским референдумом
Лучший вариант развития событий после выхода Великобритании из Евросоюза может быть следующим: шокирующий эффект от британского референдума вынуждает все правительства, общества и учреждения ЕС заново пересмотреть свои отношения к европейской идее. Одним из основных недостатков европейского объединения всегда был его бюрократический характер, элитарный центризм и отчужденность Брюсселя. После неожиданного голосования в Британии европейский проект вновь стал обширной и ярко выраженной политической проблемой. Если ЕС — с участием Великобритании как полноправного члена или без нее, — переосмыслит и переработает себя в более демократический союз, это может быть полезным для Украины.
Кто-то, например, может подумать, что переопределение приводит к формальному принятию идеи Жака Делора касательно Европы и концентрических кругов с различными стадиями интеграции, в пределах которой страны могут обосноваться. Безусловно, такая модель уже спонтанно проявлялась за последние двадцать лет, и имела место в различных наборах европейских стран, участвующих в Евро- и Шенгенской зонах. Все же, можно было представить возобновление всего европейского проекта в рамках условий Делора. Такая модель была бы выгодна Украине, поскольку явно демонстрирует, как страна может переместиться из зоны периферии Евросоюза к его ядру.
Перспектива членства для Украины может быть исключена в течение нескольких лет, поскольку Евросоюзу будет не до нее. В любом случае, Украина должна проделать много домашней работы - а именно, осуществить ее договор о сотрудничестве - для начала. Киев должен потратить следующие несколько лет на подготовку, чтобы в будущем не упустить момент, когда путь для Украины в ЕС будет открыт.
Читайте:
Ближайшие 100 дней Великобритании
Даже если Британия покинет ЕС, она продолжит играть важную роль в мире. Да, британский проукраинский голос в ЕС будет болезненной потерей. Все же, Великобритания после выхода из Европейского союза, вероятно, сблизится с неформальным англоговорящим альянсом проукраинских стран, состоящим из США, Канады и Австралии. Взамен Британия сможет координировать свои санкции против России с этим тремя странами.
Наконец, следует иметь ввиду, что продление санкций против России - наиболее насущный интерес в отношениях Украины с Европейским союзом - имеет двойное значение. Смятение в Европе после британского референдума делает более вероятным смягчение санкций ЕС против России. Впрочем, с меньшим количеством санкций (предполагая, что ЕС не возобновит их в январе 2017 года) руководство России будет иметь меньше внешних объяснений для продолжающегося российского экономического спада.
У европейской интеграции есть свои проблемы, но она обеспечивает устойчивую модель, которая продолжит процветать - с участием Великобритании или без нее. Российская евразийская интеграция может оказаться альтернативой, но она предлагает неустойчивую модель развития, которая в конце концов рухнет. Эти два основных факта не изменятся с выходом Великобритании из Европейского союза, и предопределяют будущие международные отношения Украины, как и ее геополитическую ориентацию. Результаты британского референдума - большое разочарование. Все же, в конечном итоге это будет чуть более, чем мелкой неприятностью для европейских стран, включая Украину, на пути к объединенной Европе.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...