Блог | Большинство людей вокруг больны достигаторством
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Мне кажется, что большинство людей вокруг больны достигаторством. Стремлением к преодолению ради преодоления. В первом классе мой сын не сошелся характерами со своей учительницей. Он отлично учился, но учителю все время казалось, что он над ней издевается. Троллит. Учительница: "Я его ругала во время урока, а он развернулся и вышел из класса, представляете?!" Сын: "Я почувствовал, что могу расплакаться, и не хотел это делать при всем классе". Ситуация усугублялась с каждым днем, сын отказывался ходить в школу и делать уроки, я нервничала, советовалась с окружающими. Большинство говорило: ни в коем случае нельзя уходить из этого класса! Так вы его научите избегать проблем! Не научите преодолевать! Не всегда же он будет общаться только с приятными, адекватными и близкими по духу людьми. Пусть учится выживать среди неприятных и неадекватных.
И тогда я подумала: а в какой ситуации мой сын будет вообще и совсем лишен выбора? Разве что в тюрьме. Но я не хочу с семи лет готовить его к жизни в тюрьме. Во всех остальных ситуациях он сможет себе выбирать компанию и окружение. Находить работу с тем коллективом, который будет ему подходить, учебу, друзей, любимых… Поэтому мы ушли из школы, закончили первый класс дома, а со следующего года пошли в другую школу, где сын немедленно и беззаветно полюбил учительницу, одноклассников, домашние задания и вообще все.
Мне кажется, что вот эта установка — "нельзя бросать, если трудно" — приводит, скорее, не к тому, что люди успешно защищают докторские или с легкостью пробегают марафоны. А к тому, что женщины, например, продолжают жить с мужьями-абьюзерами: нельзя же вот просто так взять и бросить мужчину, с которым тяжело жить? Надо работать над собой. Добиваться. Преодолевать. Становиться лучше в надежде, что он тоже станет. Или продолжают ходить на работу, где им редко и мало платят, не ценят и унижают. Или (что мне особенно непонятно) продолжают дружить с неприятными людьми. Дочитывать до конца неинтересные книги. Досматривать скучные фильмы. Просто, чтобы было. Чтобы жизнь медом не казалось. Для преодоления.
Я знаю немало девушек, которых заводит то, что мужчина их не любит, пренебрегает, игнорирует и изменяет. Даже не изменяет — потому что не считает, что у них есть какие-либо обязательства или отношения. И вот девушке нередко кажется каким-то отдельным гусарством и подвигом — добиться его любви. Заставить его. Преодолеть его нелюбовь. Стать лучше всех и доказать ему. Чтобы он все понял, осознал и выбрал ее среди многих. Или женщины тратят какое-то удивительное количество сил на борьбу с "соперницами", для того чтобы "вернуть мужа в семью". Мне кажется, что и половины прикладываемых к возвращению мужей усилий хватило бы на то, чтобы познакомиться с Джонни Деппом и счастливо выйти за него замуж. Но многие продолжают бороться — сквозь взаимную ненависть, претензии, нелюбовь, сломанные судьбы детей — бороться до победного. Потому что им, этим женщинам, никто никогда не говорил, что можно, нестыдно и хорошо, выбирать более легкий и приятный путь.
Или вот одна моя юная подруга решила заняться спортом для красоты и подтянутости. Вопрос в том, что спорт она ненавидела. Она перепробовала кучу разных вариантов — и все ей было глубоко противно. Пока она не нашла идеальный класс йоги, который привел ее в восторг, зарядил энергией и счастьем. Сколько советов окружающих о том, что йога бесполезна для похудения и мышечного тонуса, она услышала! Сколько рекомендаций преодолеть себя и пойти в зал поднимать штанги (я, кстати, обожаю поднимать штанги), сколько фырканий насчет того, что она выбрала легкий и ненапряжный путь! Зато она ходит туда каждый день и подпрыгивает от нетерпения перед занятием. Зато она похудела на восемь килограмм и обнаружила у себя восхитительные талию и грацию.
Это похоже на принцип другой моей подруги, увлекающейся натуральной косметикой. Я как-то заметила ей, что я не готова на это вот все: кипяти какой-нибудь отвар крапивы на медленном огне и постоянно помешивай пять часов, дай настояться, процеди, отцеди, смешай… Бррр. Подруга безмятежно сообщила, что не делает ничего подобного, она просто заливает траву водой, охлаждает и пользуется. "Это, конечно, не совсем по рецепту, но зато мне это несложно делать каждый день… Вот уже десять лет подряд". То есть не совсем правильно, но с радостью и регулярно — чаще всего оказывается гораздо эффективнее, чем идеально, но через преодоление.
Мне кажется, что легкость — это один из основных показателей того, что ты находишься на правильном пути. Многим почему-то кажется, что легкость — это синоним безделья. Но это не совсем так. Когда я была редактором Космо, например, мне приходилось временами ночевать на работе. Точнее, не совсем ночевать: я оставалась в редакции, чтобы, например, дописать, переписать или написать заново текст, который по каким-то причинам срочно и безотлагательно понадобился. Или чтобы перед самым выпуском дождаться текста от автора, который "вот-вот, буквально через пять минут его пришлет". Или чтобы согласовать интервью с какой-нибудь сложной в переговорах звездой. Были времена, когда я мало спала и писала с нуля до шестидесяти текстов в месяц. Это было довольно тяжело физически и изматывало психологически, но глобально мне было легко — я работала в крутейшем месте с прекрасными людьми, занималась интересным под руководством самого понимающего шефа на свете. За несколько лет до Космо я целых три дня проработала в прямо противоположной редакции — в той, чья работа мне казалось бессмысленной и непрофессиональной, где коллеги ужасали меня бесконечно далекими от моих представлениями о прекрасном и этичном. Я была маленькая и купилась на огромную, по тем моим представлениям, зарплату и хорошую должность. Это были одни из самых тяжелых дней в моей жизни. Если бы я на третий день не поняла, что больше меня ничто не заставит находиться в этом неприятном месте, не собрала вещи и не ушла, то в моей жизни бы не случилось ни Космо, ни многих других прекрасных редакций, коллег и захватывающих заданий. А тот журнал, кстати, через полгода закрылся, и всю редакцию уволили без выходных пособий.
Поэтому я за легкость — в глобальном смысле. За то, чтобы работать в приятных местах с приятными людьми. И уходить от неприятных. За то, чтобы жить с любящими и нравящимися людьми. И не жить с равнодушными и противными. За то, чтобы учиться тому, что нравится — а деньги придут. В общем за все хорошее.