Приближаться эрзянский национальный праздник Раськень Озкс (родовое моленье). В этом году 9 июля в окрестностях села Чукалы Большеигнатовского района Мордовии соберутся представители эрзянских родов со всей России и из-за рубежа, чтобы, проведя древние эрзянские ритуалы моленья, обсудить вопросы обустройства жизни эрзян.
Прежде всего, разберемся со ставшим в России официальным термином "мордва". Под этим словом объединяют два разных финно-угорских народа с различной исторической судьбой. С одной стороны, это народ мокша, с другой - народ эрзя. Исторически эти два народа соперничали между собой, и это соперничество живо до сих пор. Объединение этих двух народов в Российской Империи, а затем и в СССР под одним, скажем прямо, унизительным прозвищем, произошло под влиянием имперской ассимиляции, которую начала Российская империя, а СССР продолжил, основным поводом считается близость языков.
Отметим, что, по мнению видного советского исследователя финно-угорских языков Дмитрия Бубриха, именно эрзянский язык является "угро-финским санскритом", т. е. содержащим основные элементы базового древнего финно-угорского праязыка. Недаром именно эрзянский язык позволяет сделать корректную расшифровку легенд и сказаний о восстании Степана Разина, когда малопонятные "секретные слова" якобы "воровского языка" обретают смысл и логику обычного нормального разговора на эрзянском языке.
Читайте:
Российский народ для власти не более чем бы*ло
Добавим к этому еще один немаловажный момент. Самоидентификация людей как "мордва" иногда встречается и среди самих потомков эрзян, мокшан и, возможно, других финно-угорских народов. Почему так происходит – виной тому все те же процессы ассимиляции, свойственные империям, в результате которых происходит отрыв части населения от культурно-языковой среды и постепенная деформация национальной самоидентификации, вплоть до вытеснения родного языка из начальной национальной самоидентификации.
Так происходило в XVIII веке при освоении территорий Левобережья Волги за засечной чертой вдоль реки Самара. Например, в Самарской области в конце XVIII века возникло село Виловатое, куда были переселены удельные и государевы (черносошные) крестьяне из Центральных областей и Правобережья Волги. В результате возникло село смешанного этнического состава – "русский" и "мордовский конец", образовавшиеся в силу вытянутости самого села вдоль реки Самара. И вот, как раз в "мордовском конце" национальная самоидентификация претерпела сильную деформацию – люди не знают, кто их предки: мокша, эрзя или другой финно-угорский народ. Но заметим при этом один важный момент: эти люди не идентифицируют себя как русские, они помнят о свой принадлежности к финно-угорским корням, хотя четко обозначить свою национальную принадлежность уже не могут.
Ранее рассмотренное отличает ситуацию с национальной самоидентификацией в селах Старый и Новый Буян, где и эрзя, и мокша сохранили свою национальную самоидентификацию, несмотря на столетия совместного проживания на этой земле. Старый Буян, отметим этот факт, помимо всего прочего, известен как центр революционного движения 1905 года. Именно тут была организована Старобуянская республика – краткий, но очень яркий эпизод революции 1905 – 1907 годов, эпизод борьбы крестьянства за права самоуправления. Богатые традиции борьбы с Российской Империей и Старый, и Новый Буян продемонстрировали в ходе восстания Емельяна Пугачева. Недаром эти факты стараются обходить и, как правило, они известны либо узким специалистам, либо дотошным краеведам.
Читайте:
Теперь Россия угрожает финнам?
Но вернемся от исторических аспектов в наши дни. А тут требуется рассмотреть общественно-политическую ситуацию в Поволжском регионе и на Урале, так как ситуация во многом связанная. Оба эти региона характеризуются смешанным этническим составом населения. Даже при наличии номинальных национальных государственных образований представители этих народов проживают по всему Поволжью и Уралу, там, куда закинула историческая судьба их предков. Волны расселения были связаны с теми глобальными социальными катастрофами, которые сотрясали эти регионы – от вторжения войск Баты-хана до событий XX века. Добавим к этому процессы, связанные с освоением земель, и становится понятной замысловатая и этнически пестрая картина национального состава населения и его случайного распределения. Поэтому в Поволжье и на Урале так много сел, где по соседству живут 7-8 различных народов, причем, как автохтонных для региона – эрзян, мокшан, удмуров, чувашей, татар, башкир, так и явно пришлых – русских, украинцев, немцев, эстонцев, евреев. И все эти народы живут вместе не одну сотню лет. Само по себе такое многонациональное и многоконфессиональное соседство порождает потенциальные опасности "столкновения лбами" на национальной и конфессиональной почве.
Одним из лидеров регионального сепаратизма является Татарстан, который в начале 90-х сумел в ситуации, практически аналогичной ситуации в Республике Ичкерия – добиться существенных уступок себе со стороны федерального центра. Последние события показывают, что поступаться своим суверенитетом Татарстан не намерен. Например, Татарстан не будет разрывать свои торгово-экономические связи с Турцией в угоду федеральным властям. А в случае чего, в Татарстане готовы к жесткому и даже силовому противостоянию с федеральным центром. Причем, если в самом Татарстане все это будет проходить под знаменами борьбы за национальную независимость, то для татарских анклавов рассеянных по всему Поволжью и Уралу – одним из основных аспектов может стать религиозный фактор. Уже в нулевые годы основная ставка делалась на формирование территориальных джаматов по всему Поволжью и Уралу, а с учетом семейно-дружественной клановости татар, такая система может очень быстро себя проявить.
Второй момент – религиозный фактор позволяет быстро набрать союзников из числа других народов Поволжья и Урала, исповедующих ислам, например, башкир, или обращенных в ислам финно-угорских народов. Это в свою очередь создает почву для возникновения очагов сопротивления федеральным властям не только в Татарстане, но и по всему Поволжско-Уральскому региону. Именно этот фактор остановил федеральные власти в начале 90-х, тронь Татарстан и взорвется все Поволжье и Урал.
Понятно, что в таких условиях эрзяне не могли оставаться равнодушными к собственной судьбе. Отметим еще и тот факт, что в начале 90-х, республика Мордовия не уступала Татарстану в своих притязаниях на независимость и противостояла поползновениям федерального центра. Добиться повиновения непокорной республики удалось, проведя операцию замены независимого президента Василия Гуслянникова на советского партийного функционера Николая Меркушкина, ныне Меркушкин – губернатора Самарской области. Операцию проводили в два этапа – сначала премьер республики Валерий Швецов отстранил президента от власти, а потом спустя два года был введен пост главы республики на который и был законодательным собранием избран Меркушкин.
Начало было положено, конечно, для совсем других целей, был запущен процесс национально-культурного возрождения эрзян. Популяризировали эрзянский язык, национальную культуру. Все способствовало возникновению сначала "кружков по интересам", а затем и разветвленных горизонтальных и вертикальных общественных сетей активистов, связанных с местным населением. В итоге стали формироваться структуры самообороны деревень, сел и поселков с преимущественным эрзянским населением. Фактически эрзяне за последние годы создали тот самый образ общества, который исторически был характерен для Украины, и который позволили победить Майдану.
Судьба свела меня с одним из лидеров эрзянского национального движения Боляеньем Сыресьем, известным "в миру" как Александр Болькин, который активно участвует в возрождении эрзянской государственности. Человек он очень интересной судьбы – кадровый офицер, сначала советской, а затем и украинской армии, предприниматель, участник Майдана, волонтер, а в настоящее время вновь в рядах ВСУ, на защите украинской независимости и суверенитета. Боляеньем Сыресь активист и лидер национального движения эрзян, историк и культуролог, ставящий перед собой задачи национального возрождения и обретения независимости и построения государственности эрзян. Сразу отметим – что в его устремлениях нет радикализма, даже поставленные задачи он реализует поэтапно, начиная с культурно-исторического возрождения эрзян через изучение истории, языка и культуры эрзян.
Для эрзян сложность воспроизведения такого общественного устройства была обусловлена более чем семивековым разрывом существовавших социальных связей и фактическим геноцидом народа на протяжении этих веков. Но программы национального возрождения сделали свое дело, привлекая людей к изучению родного языка, истории и культуры народа, удалось добиться вовлечения людей. В какой-то степени внимание федеральных сил было дезориентировано тем фактом, что эрзяне не выступали с открытыми требованиями к властям и не скатывались до радикальных, а тем более террористических методов в национально-освободительной борьбе. Нет, они терпеливо готовили общественную почву, для того, что бы семена это борьбы быстро взошли, когда наступит время.
И вот настает временя для эрзян – священной датой восстановления эрзянской независимой государственности, определенной по легенде инязором Пургазом, через 777 лет после того, как эрзяне, собравшись на Раськень Озкс (родовое моленье) в 1239 году, согласились с решением сохранить народ, а не сложить головы, защищая свою государственность – Эрзян Мастор, страну эрзян. Дело в том, что на тот момент Эрзян Мастор уже на протяжении трех лет вела кровопролитную войну с войсками Баты-хана. И именно 2016 год, по идее, и является тем годом, когда эрзяне смогут восстановить свое независимое государство.
В общем-то, объективные предпосылки к этому есть, если начнется серьезное противостояние Татарстана с федеральным центром, а его несомненно подержит Башкортостан и соответственно татарские, башкирские и исламские анклавы Поволжья и Урала, то на этом фоне могут выступить и эрзяне. Причем, оправдано это будет с точки зрения самозащиты и обороны, однако будут ставится цели воссоздания национального и суверенного государства. К сожалению, на сегодняшний день ситуация в Поволжье и на Урале – "каждый сам за себя", никаких общих и скоординированных действий не намечается... А что же мокша? Тут ситуация печальней, действовать во взаимодействии с эрзянами мокша отказывается, довольствуясь своими контролем власти в Республике Мордовия. Вот такие дела творятся на сегодняшний день в Поволжье и на Урале.
Все ждут часа Х...
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...