В свежем аналитическом обзоре Stratfor, проведенном аналитиком Омаром Ламрани, изложены контуры основного стратегического разлома между путинской Россией и США. С учетом того, что Парламент Швеции разрешил разместить в стране войска НАТО, этот разлом имеет четкие контуры "стены" сдерживания РФ от Баренцевого до Каспийского морей.
США призывает укрепить восточный фронт НАТО, который Вашингтон рассматривает в виде оборонительных шагов по развертыванию войск и инициатив по успокаиванию Москвы.
Читайте:
Россию изолировали — окончательно и бесповоротно
Прогноз Stratfor:
1. Недоверие между США и Россией в долгосрочной перспективе будет только расти.
2. Обе страны будут сосредоточены на долгосрочных оборонных инициативах, так как они обе готовятся к длительному периоду взаимной враждебности.
3. Оборонные программы будут сосредоточены на ключевых областях безопасности, включая развертывание в Восточной Европе ПРО и мерах по соблюдению стратегического ядерного баланса.
Мантра, которую и США, и Россия поют на свой лад, планируя свои действия на несколько напряженных лет вперед, звучит примерно так: "Надеясь на лучшее, готовиться к худшему".
В критических областях, в том числе во время конфликтов в Сирии и Украины и во время переговоров по контролю над вооружениями, обе страны действительно хотели бы найти жизнеспособные решения.
Читайте:
Конечная станция путинизма
Тем не менее, взаимное недоверие, вызванное глубокими и обширными разногласиями и откровенными конфликтами интересов, будет по-прежнему подрывать усилия по достижению всеобъемлющего решения. Приходится констатировать, что лица, принимающие стратегические решения и в Вашингтоне, и в Москве цементируют свои позиции безопасности по отношению друг к другу в этот период значительной враждебности с совсем небольшой надеждой на положительный исход.
Варшавский саммит НАТО, который пройдет 8-9 июля, быстро приближается. Главной задачей для Вашингтона будет убедить своих союзников в Восточной Европе, особенно Польшу и страны Балтии, что они будут поддержаны в случае агрессии против них с стороны России. Все возрастающую обеспокоенность этих стран легко понять, если посмотреть на то, что Москва позволяет себе в военном отношении в Украине. Соединенные Штаты уже приняли меры по укреплению сил на восточном фланге НАТО, но этих сил явно недостаточно.
Следующим шагом для Вашингтона, являющийся ключевой частью его долгосрочного плана безопасности для Европы, это заручиться большей поддержкой со стороны ключевых партнеров по НАТО для развертывания сил на восточном фланге блока. Соединенные Штаты нуждаются в помощи со стороны своих европейских союзников, чтобы те тоже несли часть бремени расходов и, таким образом, действовали единым фронтом, чтобы сдерживать Россию.
Польша и страны Балтии призывают к постоянной дислокации сил НАТО. Для того, чтобы преодолеть разногласия между своими западными и восточно-европейскими союзниками по НАТО, Вашингтон настаивает на модели развертывания сил, которая избегает постоянного базирования в пользу постоянного присутствия.
Но то, что Вашингтон считает оборонительными инициативами перестрахования, выглядит совсем иначе с точки зрения Москвы. Россия начала переводить свои вооруженные силы на бригадную структуру для большей гибкости в борьбе с беспорядками и сепаратистами в Чечне. Но теперь Москва изменила свою стратегию, и быстро перестраивает свои ВС для ведения обычной войны против потенциального противника, такого как НАТО.
Помимо развертывания обычных сил, ядром конфликта между НАТО и Россией является разработка и внедрение технологии защиты от баллистических ракет. Россия пытается противостоять инициативе США по развертыванию наземных элементов ПРО в Восточной Европе. План США восходит к 2009 году, и НАТО с момента его создания продолжает настаивать на том, что инициатива ПРО призвана защитить Европу от потенциальной иранской ракетной угрозы и, таким образом, совершенно не связанна с угрозой со стороны России. Но Москва категорически против этой программы, утверждая, что она представляет непосредственную угрозу российским интересам. С точки зрения России, инвестиции США в технологии уничтожения баллистических ракет представляют серьезную долгосрочную угрозу.
По существу, спор сводится к озабоченности России по поводу своей долгосрочной стратегической безопасности. Москва прекрасно осознает свою общую традиционную военную слабость против НАТО и растущего Китая. В ответ Россия опиралась на свой мощный ядерный арсенал, доставшийся ей от СССР, в качестве основного элемента сдерживания. Хотя на самом деле, Москва явно изложила в своей оборонной доктрине свою готовность первой применить ядерное оружие против вероятного противника.
Учитывая высокий уровень недоверия между Соединенными Штатами и некоторыми из его ключевых союзников по НАТО с одной стороны и России с другой стороны, как Москва, так и Вашингтон будут продолжать вкладывать средства в свою безопасность. Также, с учетом высокотехнологичных разработок ПРО и усилий по развертыванию войск с обеих сторон, "холодную войну 2.0" следует рассматривать в долгосрочной перспективе, поскольку противостояние вряд ли завершится в ближайшее время.
Как один из эпизодов новой холодной войны России с Западом, для сдерживания России в странах Балтии необходимо разместить зенитно-ракетные комплексы "Пэтриот", заявил командующий силами обороны Эстонии Рихо Террас в интервью Financial Times.
Генерал-лейтенант считает планы по размещению в Балтийских странах четырех батальонов НАТО недостаточными, указывая на низкую степень готовности сил ПВО Эстонии, Латвии и Литвы. По мнению Терраса, альянсу следует рассмотреть вариант увеличения числа самолетов, базирующихся в регионе, а также усилиться при помощи ЗРК: "Очень большое значение имеет наша способность к самозащите. Что нам нужно - так это возможность разместить объекты ПВО", - сказал Террас.
По мнению генерала, Россия ведет себя реваншистки: "Если у них есть какая-то возможность, то они влезут в окно, чтобы ее использовать", - охарактеризовал он поведение Москвы.
По мнению аналитиков НАТО, размещенные в Калиниграде российские комплексы "Искандер" существенно ограничивают возможности альянса по эффективному развертыванию сил в регионе в случае военного конфликта – даже если такие маневры будут производиться в глубине территории стран-участниц альянса.
Генерал Террас уверен, что в регионе следует внедрить систему блокирования и ограничения доступа (A2AD), сегментом которой должны стать ракетные установки "земля–воздух". Сделать это без помощи альянса Балтийские страны не смогут: "Мы как минимум должны срочно обучиться использовать ракеты "Пэтриот" и знать, где их следует размещать, если они не будут находиться здесь постоянно", - отметил Террас.
Окончательное решение о формате размещения дополнительных сил НАТО в странах Балтии должно быть принято на саммите альянса в июле.
Тем временем, другой стратегический союзник США - Саудовская Аравия - объявила о значительном сдвиге в своей стратегии на мировом рынке нефти. Королевство будет не только поддерживать свой текущий уровень добычи нефти в 10.2 миллиона баррелей в сутки, но и увеличит его. Амин Нассер, нынешний генеральный директор компании Aramco, не будет останавливаться на достигнутом. Он сказал, что нынешний теоретический потолок добычи нефти в Саудовской Аравии - 12.5 миллионов баррелей в сутки, но и этот предел может быть расширен в будущем.
Саудовская Аравия вынуждена расширять свою долю рынка, на которую претендует США в лице "сланцевого бума", возрождающийся Иран и не входящие в ОПЕК производители нефти.
Как эта новая стратегия СА скажется на мировых ценах на нефть и российскую экономику, нам еще предстоит убедиться, но одно можно сказать однозначно - ничего хорошего в этом плане Россию не ждет.
Гонка вооружений с США и низкие цены на нефть погубили в свое время СССР. Такая же судьба, по-видимому, уготована и России.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...