То, что в нашей стране отсутствует стратегическое прогнозирование как таковое, и, соответственно, долгосрочное планирование, давно не секрет. Действия всех правительств Украины сводились к решению тактических задач, зачастую имеющих электоральную направленность, без комплексного видения будущего экономики страны. Не является исключением и такая важнейшая для экономики отрасль, как энергетика.
Энергетическая стратегия Украины до 2035 года так и не была принята в прошедшем году, несмотря на проводимые обсуждения в конце 2014 и весь 2015 года общественностью, экспертами, компаниями, которые писали предложения и замечания. А ведь на ее разработку, порученную Национальному институту стратегических исследований, было потрачено более 1 млн грн. Был и альтернативный вариант энергостратегии, разработанный Центром Разумкова.
Летом 2015 года премьер-министр на коллегии Минэнергоугля предложил объединить эти два документа, что и было сделано министерскими умельцами. Хотя это действо скорее напоминало скрещение ужа с ежом – слишком разные концепции были положены в основу этих двух стратегий. В конце концов министерство решило, что вначале необходимо разработать новую концепцию для очередной энергетической стратегии, утвердить ее, а потом уже разрабатывать саму стратегию. И все это – за деньги международных доноров, которые сегодняшняя министерская команда научилась лихо осваивать на подготовку всевозможных документов, не удосужившись провести инвентаризацию разработанных при предшественниках с тем же источником финансирования.
Читайте:
Поможет ли нам повышение тарифов?
Ядерная энергетика относится как раз к тем отраслям, которым как воздух, необходимо стратегическое планирование из-за больших капиталовложений на стадии строительства новых энергоблоков, объективной длительности самого строительства и поддержки соответствующей инфраструктуры, необходимой для безопасной эксплуатации.
Распоряжением КМУ от 21 июня 2005 года №281-р "О подготовительных мероприятиях относительно строительства новых энергоблоков Хмельницкой АЭС" Минэнергоуголь было назначено ответственным вместе с НАЭК "Энергоатом" за проведения обследования объектов, сооружений и оборудования энергоблоков №3,4 с т.з. возможности их использования для строительства этих энергоблоков. Соответственно, как орган государственного управления, формирующего и реализующего государственную политику в энергетической сфере, оно было в курсе всех событий о состоянии дел в этом проекте.
Читайте:
В яких країнах електроенергія дешевша?
Строительство энергоблоков ХАЭС-3,4 определено как приоритет в ряде документов – от действующей Энергетической стратегии Украины до 2030 года, принятой еще правительством Николая Азарова в обновленном виде в январе 2014 году, до программы деятельности правительства Украины, утвержденной постановлением КМУ от 9 декабря 2014 года, коалиционном соглашении и стратегии устойчивого развития "Украина-2020". Более того, в них установлены сроки пуска в эксплуатацию – 2020 год.
Но накануне отчета правительства Арсения Яценюка руководители Минэнергоугля вдруг заявили, что строительство этих энергоблоков нецелесообразно, потому как в стране в 2015 году произошло падение потребления электроэнергии, а также существуют риски в использовании существующих конструкций. Риски также заключаются в привлечении реакторной технологии чешской компании "Шкода", собственником которой является юридическое лицо, зарегистрированное в России, и которая, по словам министра, "не является производителем оборудования, а заказывает его изготовление в РФ".
Читайте:
Ушел "Газпром" - упали цены
Хочу заверить министра, что "Шкода" имеет на территории Чехии собственные производственные мощности и при желании он мог бы на месте ознакомиться с возможностями компании и с ассортиментом ее продукции. Удивительно, что компания до сих пор не подала в суд на наших чиновников по защите своей деловой репутации.
Аргументировать нецелесообразность строительства новых энергоблоков при сроках их возведения 5-7 лет падением потребления электроэнергии в стране в предыдущем году – это иллюстрировать свой уровень "компетентности" и "профессионализма" во главе ключевого министерства.
Так, в августе 2015 года, когда Украина импортировала электроэнергию из России по контрактам, освященным нынешней министерской командой, по ровному графику в ущерб работе собственных АЭС и цене за российский кВт больше чем наших АЭС, которые в ночные часы вынуждены были снижать мощность. Руководители министерства также заявляли, что в связи с грядущим недостатком электроэнергии в стране осенью-зимой 2015-2016 гг. из-за недостатка угля антрацитовой группы необходимо будет развернуть Бурштинский остров, синхронизированный с европейской энергосистемой, на внутреннее потребление. На самом деле в осенне-зимние месяцы суточные диспетчерские ограничения для наших АЭС доходили до 1500 МВт. Все эти факты красноречиво свидетельствуют о "способности" к даже краткосрочному прогнозированию в электроэнергетике министра-инвестбанкира и его команды "перспективных менеджеров".
Читайте:
Можно ли сэкономить на электричестве?
Следует принять во внимание и то, что концептуальное решение по строительству ХАЭС-3,4 с использованием реакторной технологии компании "Шкода" было согласовано в октябре 2014 года Минэнергоугля, Минрегионстроем и Госатомрегулирования Украины. А 20 января 2015 года в Минэнергоуголь состоялось совещание, на котором рассматривались и вопросы надежности имеющихся строительных конструкций, и возможности компании "Шкода", которая за последние 30 лет поставила системы и оборудования для первого контура реакторов на 10 энергоблоков в Чешской республике и Словакии. И тогда у Минэнерго замечаний к качеству строительных конструкций и возможностей компании "Шкода" не возникало. Все эти события происходили еще до денонсации рамочного соглашения Украины с РФ о строительстве ХАЭС-3,4, официально случившейся принятием соответствующего закона Украины, вступившему в силу в сентябре 2015 года.
С января 2015 года в Минэнергоугля "под сукном" лежит проект распоряжения "О строительстве энергоблоков №3 и №4 ХАЭС", подготовленного НАЭК "Энергоатом", которое даст возможность пересмотреть технико-экономическое обоснование, сделанное в свое время под российские реакторные технологии, а также провести дополнительное обследование строительных конструкций.
Хочу акцентировать внимание, что готовность строительных конструкций энергоблока №3 составляет 75%, а №4 – 28%. На ХАЭС-3 смонтировано около 85 единиц оборудования, на складах хранится около 2000 элементов оборудования, включая парогенераторы, компенсатор давления, улитки главных циркуляционных насосов и элементы трубопроводов 1-го контура. Это все ресурсы, использование которых позволяет снизить стоимость достройки энергоблоков. По предыдущему ТЭО такая достройка оценивалась в 4 млрд дол США на 2 энергоблока. Строительство же с нуля сегодня оценивается, на примере белорусской АЭС в 5 млрд дол на один энергоблок.
Читайте:
"Міні-Маршалл": план буде, мільярдів – ні!
По оценке специалистов НАЭК "Энергоатом" украинские производители способны обеспечить на 70% потребности, которые возникнут при строительстве ХАЭС-3,4, в том числе относительно оборудования и услуг, а также проектирования и научно-технического сопровождения. ПАО "Турбоатом" может поставить турбинные установки, ПАО "НПП Радий", "СНПО "Импульс", ПАО "Хартрон", ООВ "Вестрон" - системы управления и контроля, ПАО "Сумское МНПО" - главные циркуляционные насосы, ПАО "КЦКБА" и ПАО "ИФАЗ" - арматуру, ГП завод "Электротяжмаш" - электродвигатели. Все эти предприятия выпускают высокотехнологическую продукцию, и заказы в рамках проекта будут способствовать развитию производства и повышению экономических показателей не только для них, но и всей украинской экономики. Не говорю уже о строительной индустрии, и цементных производствах, специализированных строительно-монтажных организациях, которые будут заняты на строительстве этих энергоблоков.
Реализация строительства ХАЭС-3,4 планировалась за счет привлечения кредитных ресурсов по проекту "Энергетический мост "Украина – Европейский союз" под гарантии долгосрочного контракта на экспорт электроэнергии с энергоблока №2 ХАЭС в Польшу. Проект одобрен распоряжением КМУ 15 июня 2015 года, и на его выполнение Минэнергоуголь приказом от 31 июля утвердило план мероприятий до 2017г. Важно то, что средства для строительства – это не бюджетные деньги, это средства компании НАЭК "Энергоатом", полученные от реализации электроэнергии. Правда, есть нюанс – эти деньги должны войти в тариф на электроэнергию, производимую АЭС, как инвестиционная составляющая. А тариф устанавливает НКРЭКУ, и при существующем рынке электроэнергии с одним покупателем в лице ГП "Энергорынок" НКРЭКУ опасается, что повышение тарифа для НАЭК "Энергоатом" увеличит и среднерыночную цену, потому изо всех сил удерживает его на минимальном уровне.
Читайте:
"План Маршалла" з українським акцентом
Строительство ХАЭС-3,4 в максимально короткие сроки важно также с точки зрения завоевания европейского рынка электроэнергии, в котором пока мы имеем незначительные объемы из-за отсутствия полноценной синхронизации нашей энергосистемы с европейской. Хорошие темпы строительства Белорусской АЭС с помощью россиян, избыток электроэнергии с которой планируется экспортировать в страны ЕС, должны были бы стимулировать Минэнергоуголь к ускорению в принятии решений, имеющих долгосрочные последствия. Как и то, что Россия планирует строить АЭС в Калининградской области с этой же целью. Правда, если бы руководство министерства умело мыслить стратегически и реально работало на укрепление энергетической безопасности и рост экономики Украины. Пока что факты свидетельствуют об обратном.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...