Блог | Бюджетная победа Гройсмана
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Бюджетная эпопея в Украине традиционно становится не только элементом политической борьбы кланов за доступ к государственным ресурсам, но и показателем того, насколько Премьер-министр способен управлять текущей ситуацией. Для Премьера Гройсмана это был своеобразный тест на политическую эффективность и управленческий талант. Система власти построена таким образом, что любые, пусть даже самые благие, намерения, связанные с формированием бюджета, могут остаться лишь намерениями, если руководителю правительства не удастся найти широкий компромисс с Парламентом. А это очень непростая задача, учитывая непомерные финансовые аппетиты одних, и политические амбиции других. Более того, учитывая эфемерный фактор единства коалиции с одной стороны, и стремление определенных политических игроков к нестабильности – с другой, собирать необходимые 226 голосов без перекраивания многих бюджетных показателей становится архи сложно.
Тем более, это становится очевидным, учитывая мощную информационную подготовку, в ряде наших СМИ, по поводу "…антисоциальности самого бюджета и некомпетентности его разработчиков". Кроме того, Владимир Гройсман, в отличии от своих предшественников, не имеет собственной парламентской фракции, как фактора политического влияния и возможности принимать комплексные решения. Он не обладает необходимым политическим лобби для того, чтобы воплощать в жизнь свои инициативы. В том числе, в финансовом секторе. И ему все время приходится проявлять чудеса дипломатии и договороспособности для достижения целей. А поскольку желающих раскачать лодку предостаточно, без фундамента политической поддержки очень сложно принимать эффективные и нужные решения.
Читайте: Бюджет-2017: реальність чи примара?
Но вернемся непосредственно к Бюджету на 2017 год. Уже начало бюджетного процесса стало для многих приятной неожиданностью. Впервые за последние годы, проект главного финансового документа страны был внесен в парламент в конституционные сроки. И это, мне представляется, важный аспект. Далее. Между первым и вторым чтением прошел достаточный срок для того, чтобы все заинтересованные стороны могли бы прийти к единой позиции. Особенно, в отношении дискуссионных параметров бюджета, связанных с повышением социальных стандартов, налоговых новшеств, Программы приватизации и некоторых статей расходной части бюджета, вызывающих наибольшие противоречия в зале. Тем не менее, к часу Х, сторонников принятия бюджета именно в этой редакции и его противников, было примерно поровну.
Президентская фракция БПП, почти в полном составе, и НФ изначально были "За". "Батькивщина", Радикалы , "Самопомощь" и "ОБ", были настроены скептически. Оставались еще внефракционные и "бизнесовые" депутатские группы "Возрождение" и "Воля народа", для которых всегда преобладает фактор экономической заинтересованности и политических договоренностей. Таким образом, Владимиру Гройсману пришлось выстраивать коммуникацию практически по всем направлениям. Кого-то пришлось убеждать политическими методами, кого-то (куда ж без этого!!!) экономическими, удовлетворяя "хотелки" мажоритарщиков и учитывая экономические интересы определенных финансовых групп влияния.
Такова, к сожалению, система координат украинской власти и таков механизм принятия решений. Наибольшие публичные споры были вокруг возможных инфляционных рисков, в связи с двукратным поднятием минималки до 3200, существенным увеличением ассигнований на органы МВД и Прокуратуры, а так же уменьшения рентной платы за добычу. Так же, противостояние было вокруг поднятия акциза с одной стороны, и сокращения некоторых социальных льгот – с другой. И, конечно, местные бюджеты, на которые скинули львиную долю социальных расходов, переложив это с государственного бюджета. Однако, следует осознать, что бюджетная децентрализация, это не только дополнительные финансовые возможности, но и дополнительная ответственность. Что касается ежегодного повышения финансирования деятельности Парламента и ставшего уже привычным для нас громадного дефицита Пенсионного Фонда, то тут депутаты решили не "скрещивать шпаги".
Читайте: "Цигель-цигель, ай-лю-лю!": маленький позабюджетний акт великої бюджетної ночі
Многие скептики предрекали Гройсману провал. Но этого не случилось. Скорее, наоборот, принятие нового Бюджета можно отнести к его первым крупным победам. Но далось это непросто. Премьер горячо убеждал всех, что 2017 год станет для Украины годом начала подъема и развития экономики. Запланированные 3-4% роста должны были обнадежить его оппонентов, а трехступенчатое поднятие заработной платы медикам и учителям, вместе с увеличением прожиточного минимума, становилось козырной картой для главы правительства в его переговорах, спорах и дискуссиях.
Следует так же отметить, что дополнительным фактором разногласий стала национализация "Привата" и обязательства государства по гарантиям вкладчикам. Но правительство пошло на этот шаг. Даже Игорь Коломойский отметил серьезную позитивную роль Премьера в ситуации с "Приватом", сказав, что в отличии от Главы НБУ, Премьер сыграл позитивную роль в мирной национализации. Не сомневаюсь, что Владимир Гройсман отдавал себе отчет в том, каким грузом на плечи бюджета ложится история с необходимостью удерживать финансовый баланс самого крупного системного банка Украины. Однако, надежда на продолжение сотрудничества с МВФ, Мировым Банком и другими международными финансовыми структурами, позволяла Премьер-министру с уверенностью смотреть в будущее. А эта уверенность помогала Гройсману находить взаимопонимание в стенах парламента. Ведь очень важно было для руководителя Кабмина продемонстрировать нашим западным кредиторам способность контролировать политические процессы, сформировать реалистичный бюджет и принять его в законные сроки. Более того, именно сбалансированность многих бюджетных показателей и четкое определение нескольких приоритетов позволяют Правительству надеяться на финансовую стабильность в следующем году.
Таким образом, можно смело говорить о том, что "бюджетная ночь", как ее многие окрестили, стала первой по-настоящему значимой победой Премьера Гройсмана и его команды. Нравится кому-то этот бюджет или нет, своевременное утверждение его в Парламенте является позитивным фактором, влияющим на стабилизацию экономики в целом. Можно долго спорить на тему, является ли Бюджет-2017 лучше предыдущего или хуже, факт остается фактом: Страна входит в новый бюджетный год с новым Бюджетом, новыми надеждами и позитивным настроением. Да, в этом бюджете наверняка есть много недостатков и белых пятен, лоббистских направлений и коррупционных рисков. Однако, это уже совсем другая история. Главное, что удалось избежать финансового хаоса и возможного социального бунта.
Будем надеяться, что в следующем году мы наконец станем свидетелями реальных экономических реформ и настоящей борьбы с коррупцией. Это и станет залогом выхода Украины из кризиса.