С 1 марта 2016г. в третий раз за последний год повысятся тарифы на электроэнергию для населения: при потреблении до 100 кВт-час цена 1 кВт составит 57 коп, больше 100 кВт-час – 99 коп/кВт-час. Нас ожидает еще два повышения тарифов – с 1 сентября 2016 года (71,4 коп/кВт-час и 129 коп/кВт-час соответственно) и с 1 марта 2017 г. (90 коп/кВт-час – до 100 кВт-час и 168 коп/кВт-час более 100 кВт-час).
Рынка электроэнергии в классическом смысле в Украине до сих пор не существует: это когда компания-производитель продает электроэнергию потребителю и договаривается о цене на нее. А потребитель может выбирать производителя или же поставщика электроэнергии.
Читайте:
І навіщо ми цей Крим загарбували?!!
У нас существует оптовый рынок электроэнергии с одним покупателем в лице ГП "Энергорынок", и все электростанции обязаны продавать произведенную электроэнергию этому предприятию. Государственные АЭС и ГЭС продают ее по регулируемым тарифам, устанавливаемым Национальной комиссией регулирования в энергетике и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
При этом видимость конкуренции существует только для ТЭС, работающих по ценовым заявкам и так называемым нерегулируемым тарифам. Но, в любом случае, тариф формируется по принципу "затраты плюс", т.е. энергогенерирующие компании обязаны обосновывать свои затраты перед НКРЭКУ. Такой способ тарифообразования не стимулирует компании к уменьшению себестоимости производимой электроэнергии, оптимизации расходов по статьям, внедрению более экономичных технологий в производстве электроэнергии. И в первую очередь это касается ТЭС, работающих по ценовым заявкам.
Сегодняшняя модель оптового рынка построена на принципе общего котла. Электроэнергия АЭС продается по 41,9 коп/кВт-час, тепловых электростанции – в среднем по 90 коп/кВт-час, солнечных, ветровых и других альтернативных электростанций – в среднем 4,4 грн/кВт-час. В результате такого "смешения" среднерыночная цена на март 2016 года составляет 1,413 грн (!) за 1 кВт-час. Чтобы компенсировать разницу среднерыночной цены и тарифа для населения, напоминаю, более чем вдвое меньшего реальной стоимости, НКРЭКУ повышает цену на электроэнергию для промышленности. Для 1 –класса потребления тариф за 1 кВт на март 2016 составит 1,49 коп, для 2 класса потребления – 1,91 грн.
Читайте:
В яких країнах електроенергія дешевша?
Таким образом, компенсируются убытки поставщикам электроэнергии — облэнерго (преимущественно находящимся в частной собственности). Это явление называется перекрестным субсидированием.
Между тем во всем мире, кроме Украины и Беларуси, цена на электроэнергию для промышленности примерно на 30% меньше, чем для населения, потому как тот, кто больше покупает (оптом), должен за единицу платить меньше. Долгое время руководимые популистскими целями из-за часто повторяющихся в Украине выборов наши правительства не объясняли народу, что низкие тарифы на электроэнергию для него – это высокие цены на промышленную и прочую продукцию, поскольку электроэнергия также формирует себестоимость. В результате население платит реальную цену за электроэнергию, но уже в стоимости товаров и услуг. В том числе и продуктов питания, на которые каждая средняя украинская семья тратит более половины своего дохода. На сегодня среднерыночная цена на оптовом рынке электроэнергии так высока, что экспортировать ее избыток, у нас существующий, мы не можем – по цене она неконкурентна с ценой на электроэнергию в соседних странах.
Читайте:
Марш-кидок "Газпрому"
Именно для ликвидации перекрестного субсидирования и было принято решение №220 от 26.02.2015 НКРЭКУ о 5-этапном повышении тарифа для населения.
За прошедший год прошло два этапа повышения тарифа для населения. Каковы же результаты, уменьшился ли объем перекрестного субсидирования? Оказывается, нет. Если после первого этапа весной 2015 года месячный объем субсидирования (или по-другому, дотационных сертификатов) составлял порядка 2,5 млрд грн, то в январе 2016г. он увеличился до 4,6 млрд грн, в феврале 2016 – 4,2 млрд. грн.
Каковы же причины, и почему происходит пока не то, как планировалось при повышении тарифов для населения?
В связи с военным конфликтом на востоке Украины и потерей промышленности на оккупированной террористами территории, экономическим кризисом, в Украине упало промышленное производство. Соответственно, наша промышленность, которая в спокойное время потребляла до 44% от всей электроэнергии, стала меньше ее потреблять – по итогам 2015 года на более чем 17% в сравнении с 2014г.
Читайте:
"Відкатопровід" замовляли?
Соответственно, она стала меньше покупать по высоким ценам электроэнергию с Оптового рынка. Кроме того, упал уровень расчетов за уже потребленную электроэнергию также промышленными предприятиями, водоканалами, государственными шахтами. Население как раз старается рассчитываться за электроэнергию, в 2015 году оплата была более 120%, поскольку люди оплачивали предыдущие долги. Произошла разбалансировка по оплатам в рынке, ГП "Энергорынок" не может рассчитаться с электрогенерирующими компаниями, а ведь им необходимо покупать энергоносители, проводить ремонты, платить зарплату своим сотрудникам. Например, оператору всех АЭС Украины НАЭК "Энергоатом" это предприятие только за 2015 год задолжало более 4 млрд.грн., а с учетом долгов предыдущего периода, суммарный долг перед компанией превысил 10 млрд. грн. Каким образом ликвидировать эти задолженности, на сегодня не знают ни в Минэнергоуголь, ни в ГП "Энергорынок".
Выход из этого бега по кругу только один – внедрение новой модели рынка электроэнергии, прозрачного, конкурентного, ориентированного на потребителя, который в конечном итоге сможет выбирать себе поставщика электроэнергии, а энергокомпании будут стараться уменьшать себестоимость производства электроэнергии, чтобы быть конкурентными.
Закон "Об основах рынка электроэнергии" был принят еще в 2013 году, но Минэнергоуголь и НКРЭКУ, ответственные за реализацию Закона до сих пор не разработали подзаконные нормативные акты, необходимые для начала работы. Министерство к тому же стало инициатором разработки новой редакции закона о рынке электроэнергии, проект которого широко обсуждался в экспертной среде – летом-осенью 2015 года. Но этот законопроект до сих пор не вышел из стен КМУ и не попал в ВР. К тому же в нем содержатся нормы, явно дискриминационного характера относительно государственных компаний, НАЭК "Энергоатом" и ПАО "Укргидроэнерго", но это уже тема для следующей колонки.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...