"Такое случится и с Путиным". Дмитрий Олейник – о киногерое, списанном с диктатора, судьбе своего дома в Крыму и карьере пивовара
Один из главных актеров двух самых громких премьер 2024 года дал интервью OBOZ.UA
Для начала нужно сказать, что мусор во всех развитых экономиках – это просто большой и сумасшедший бизнес. Это миллиардные обороты по переработке вторсырья и продаже вторсырья производителям. То есть, Украина, по сути, теряет миллиарды долларов. Это вообще вторая страна на европейском континенте по численности жителей и по территориям. Но на данный момент Украина превратилась, наверное, в самый большой мусорник на европейском континенте. Когда-то мы придем к решению этой проблемы, просто на сегодняшний день есть отвлекающие факторы. На первом месте – военные действия на юго-востоке Украины.
Но в принципе, у нас уже были неоднократные попытки западных инвесторов, в том числе, например, было предложение от японцев почистить русло Днепра – бесплатно, но с условием, что все, что будет найдено на дне, будет собственностью той компании. Это было еще при Черновецком. Чем руководствовалось градоначальство, когда это предложение не приняло? Этого мы не узнаем. Возможно, там можно было также найти какую-то историческую ценность, которая представляет национальный интерес.
Что можно сделать, чтобы каким-то образом начать этот процесс, а именно встать на путь цивилизованных стран по раздельной утилизации отходов? В принципе, мы уже к этому приходим, сознательные граждане уже в той или иной степени, по крайней мере, на органический и неорганический мусор уже разделяют. Потому что я общаюсь со многими представителями немногочисленного среднего класса в стране, и вижу, что на подсознательном уровне эта идея существует и выполняется. Люди, которые живут в частных домах, волей или неволей это делают – строят или покупают септики на переработку органического мусора – на компост, на удобрения. Это фактические такие установки, в которые засыпают определенные бактерии, перерабатывают органические удобрения в компост, биоудобрения. Это органическое удобрение, достаточно дорогое.
Итак, первое, что нужно сделать для решения проблемы утилизации мусора – к этому уже идет – это создание ОСББ, жилищных кооперативов. Это не то, что мы хотим делать – будем, не хотим – не будем. Принят закон, обязывающий или создать ОСББ или передать управление домом или жилищным хозяйством корпоративного дома обслуживающей компании. От этой компании мы, собственно, и должны будем требовать поставить баки раздельного сбора мусора.
Это уже происходит. Большинство различных хозяйств уже переданы с баланса ЖЭКов на балансы управляющих компаний. Другое дело, что это карманные компании руководителей ЖЭКов бывших и представителей жилищного хозяйства города или министерства. Наши дома делят без нас. То есть, объявив формально о каком-то собрании, куда мы по привычке не ходим, принимаются такие решения, поэтому здесь нужно быть внимательным, идут такие процессы, которые потом будет тяжело отматывать назад. И, по сути, принимаются уставы, правила жизни этого жилищного хозяйства на какое-то время, годы, и порой без нас. Поэтому в этом вопрос надо быть как минимум проинформированным, и как максимум, принять участие.
Читайте: Як Україні не стати звалищем сміття
Возвращаясь к раздельному сбору отходов, наше право требовать установки баков на раздельный сбор отходов. Это прописано и в новом жилищном кодексе, который сейчас дописывается, но, в принципе, уже этот пункт есть.
На рынке вывоза мусора у нас есть три крупных оператора. Они расставляют баки для сбора отходов и заключают договора на вывоз отходов. Они устанавливают три бака как минимум, на стекло, пластик и органические отходы, это уже происходит. Другое дело, что у нас на сегодня, к сожалению, не принят закон о привлечении операторов. Очень много операторов из Голландии, Швеции, Норвегии, которые видят наш огромный рынок, пытаются на него зайти, но нет соответствующего закона, который позволил бы уже продвинутым операторам с именем, деньгами, инновациями зайти на рынок раздельного сбора отходов, развить его, и, собственно, очистить нашу страну от отходов. Рынок большой, все наши градоначальники понимают, что там есть деньги, много денег, что "такая корова нужна самому", но доить ее не умеют. Поэтому на данный момент мы являемся заложниками ситуации, где у наших операторов и у нас нет сейчас возможности реализовывать большие программы по раздельному сбору мусора и очистке нашей страны. А операторов, которые умеют это делать и знают, как, мы не пускаем.
Поэтому, надо требовать принять этот законопроект, и путем электронных петиций в том числе, дать возможность зайти иностранным инвесторам сюда. И, конечно, самим становиться профессионалами самим в этом отношении.
У нас пока переработка мусора фактически очень простая. Их всего несколько: переработка стекла, пластика и резины. Что касается замкнутого цикла переработки, то это, конечно, лидеры Норвегия, Швейцария, Швеция и Нидерланды. В большей степени у нас развита сортировка. То есть, все эти пункты приема мусора, в большинстве из них стоят сортировочные линии, и люди в масках и перчатках резиновых, по сути, в ручном режиме, в невыносимых условиях труда, по сути, вручную разделяют этот мусор. Это, как правило, частные компании, с которыми заключены договора на вывоз мусора жилищными кооперативами или ЖЭКами, или ОСББ. Они просто умеют считать деньги, потому что вывоз мусора на сегодняшний день – бизнес неприбыльный. Поэтому они разделяют в ручном режиме мусор на стекло, пластик и металл и отдают на переработку. Остальное идет в могильники, хоронится.
Кроме того, при идеальной организации сбора мусора органических отходов, вырабатывается газ метан. Это тот газ, который мы, собственно большими объемами закупаем у России и добытчиками которого являемся сами, там 17 млрд кубов мы добываем по всей территории Украины. Это то, что у нас в камфорках горит, и то, что у нас в колонках газовых. В развитых экономиках такого рода могильники используются для добычи такого газа – до 3-4 тыс. кубометров в год они вырабатывают сами. Для этого ничего делать не надо, только поставить соответствующую установку. То есть, думаю, миллионы кубометров газа в год мы просто выбрасываем в атмосферу, не имея технологий, которые могли бы собирать газ метан и отдавать, например, в наши газовые котлы, колонки, плиты, и, тем самым, существенно снизить тарифы на газ и тепло, которые, на мой взгляд, необоснованно у нас завышены.
Но это все звенья одной цепи, тут нужен комплекс действий, но первое, что нужно – это, конечно же, требовать принятия для начала у нас технологий. Тут чуда не произойдет. Мы не получим их бесплатно, нам их никто не подарит, мы их не придумаем и быстро не реализуем. Поэтому, нам надо просто взять и пустить сюда тех, кто их имеет – операторов из других стран.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...
Ты еще не подписан на наш Telegram? Быстро жми!
Один из главных актеров двух самых громких премьер 2024 года дал интервью OBOZ.UA
Президент высказался об условиях прекращения огня и роли Трампа в переговорах
Отдыхающим на полуострове не нравится отсутствие воды и электричества, а также частые сирены
Беларусский диктатор предложил Украине поразить одну из целей на территории РБ