Блог | Невозможно выиграть войну, прячась в окопе
Невозможно выиграть войну, прячась в окопе. В информационной войне не победить молча.
Украина ведет тяжелую борьбу на многих фронтах. В том числе на международно-правовом. Патриоты, без сомнения, были обрадованы тем, что иск Украины к Российской федерации наконец-то дошел до судебного заседания в Международном Суде ООН. Более того, это не единственная площадка, где мы судимся с Россией. Иски, например, рассматриваются в Европейском суде по правам человека - целых пять крупных исков. Нарушения прав человека в оккупированном Крыму - это раз. Убийства и похищения, отъем имущества. Преступления России на Донбассе в 2014 году - это два. Отдельный иск касается незаконного вывоза детей-сирот. Четвертый и пятый иски - по событиям соответственно 2014-2015 и 2015-2016 годов.
Украина противостоит России и в Международном уголовном суде, и в международных арбитражах, - на уровне экономических субъектов, - и в различных локальных судах по всей Европе.
Читайте: Хочу, чтобы Россия за все заплатила
И правда - за нами. А "постправда"? Та самая, которую Оксфордский словарь признал словом 2016 года. Та самая, которая позволяет России не просто лгать всему миру, но и вообще не заботиться об истине. Которая, согласно меткому выражению Георгия Почепцова, "позволяет не увидеть того, что нужно увидеть, и не заметить того, что не хочется знать".
В современном информационном пространстве важно не быть правым, но как можно быстрее сформировать у аудитории нужный образ реальности. Готовы ли мы к таким вызовам?
Имеют ли эти суды значение сами по себе? С точки зрения международного права и международных отношений – да, безусловно. Но будет ли Россия исполнять их решения? Вряд ли. Совершив аннексию Крыма, развязав войну на Донбассе, режим Путина по сути атаковал всю систему международного права. Так с чего бы ему теперь уважать вердикты каких-то там судов?
Читайте: Как российская армия показывает свою "доблесть"
На мой взгляд, основное значение международных судебных разбирательств - информационное. Это эффективный способ снова привлечь внимание всего мира к себе, пробиться сквозь "Ukraine fatigue". Повлиять на европейских политиков, на администрацию США, на мнение тамошней общественности. А главное - показать, что Украина способна защищаться, способна постоять за себя.
Факты свидетельствуют в нашу пользу. Но в эпоху "постправды" не так важны факты, как их интерпретации. Так почему же мы позволяем России взять на себя инициативу в освещении НАШИХ исков на весь мир? Да, труд разоблачать ложь и манипуляции, используемые Российской Федерацией в процессе судебных заседаний, как всегда берут на себя активисты. Но этого же недостаточно!
Информационное сопровождение нашей международно-правовой активности - это дело первоочередного государственного значения. Я понимаю, что украинские чиновники не привыкли работать с информацией проактивно. Что "отчеты о проделанной работе" - единственная доступная им коммуникационная практика. Но в данном случае она не сработает. Необходимо прямое вещание "с поля битвы" в режиме 24/7. Нужно не только показывать, но и давать интерпретации. Желательно, быстрее и убедительнее, чем это делает враг.
Читайте: Россия, выдави из себя вора
Разбирательство в Гааге - прекрасный повод начать. Просто потому, что это - Гаага. Само слово уже символизирует многое, имеет четкий эмоциональный контекст. Воображение тут же добавляет к нему еще одно слово – "трибунал".
Однако, на Гааге не стоит останавливаться. Информационная поддержка нужна всем без исключения судебным искам против РФ. К процессу стоило бы по полной подключить не только Министерство юстиции, но и МИД. Стоп, у нас же есть целое Министерство информации! Именно оно должно играть ведущую роль в освещении процесса и работе с разными типами аудиторий.
В дополнение к каждому судебному иску по каждому доступному каналу коммуникации мы должны транслировать четкий список преступлений РФ, калькуляцию причиненного ущерба, а также убедительную и эмоционально "цепляющую" историю.
Читайте: Международный суд ООН столкнется с беспрецедентными фальсификациями со стороны России
Эмоции в информационном пространстве эпохи "постправды" играют гораздо большую роль, чем факты. Каждый иск Украины к РФ - это не только параграфы и цифры, это сломанные судьбы, разрушенные дома и потерянная родина. Это, прежде всего, люди. Жертвы военной агрессии, отчаянно сопротивляющиеся и добивающиеся справедливости.
Каждый из исков – отдельный информационный повод. Отдельный контраргумент российской пропаганде. Отдельный патрон для информационной войны. От нас зависит, "выстрелит" ли он.
Более того, у нас все еще есть союзники в мире. Традиционные противники России, противники новой администрации в США. Российская пропаганда и наша пассивность обезоружили их. В наших силах снова мобилизовать мировое сообщество на свою поддержку.
Мы разделяем вашу систему ценностей, где права и свободы стоят на первом месте. Мы не смирились. Нам все еще стоит помогать. Вот ключевой месседж.
И вопрос работы с украинским обществом здесь не менее (а то и более) важен. Кремль силой своих СМИ не просто построил систему ценностей "русского мира" - он создал из россиян миссионеров, которые несут эту идею "в мир" и выступают адвокатами этих ценностей. Добровольными адвокатами. И для нас категорически важно, чтобы каждый украинец стал адвокатом своей страны. Чтобы каждый из нас стал не просто носителем, но и распространителем важной идеи: война Украины с РФ – это не война за территорию или ресурсы. Это война разных систем ценностей. Война разных цивилизаций.
Неведение и информационный вакуум - идеальная среда для размножения "постправды". Информационный вакуум - это место, которое противник использует и заполняет собственными смыслами.
Не оставим же ему шансов. Заберем у него все.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...