Блог | Ситуация близка к патовой
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Избрание Дональда Трампа президентом США вызвало бешеный восторг у почитателей и клевретов Владимира Путина в России. Самые умные из них полагали, что Трамп будет по-любому лучше ненавистного Обамы, хуже которого для России, как известно, не было. Самые глупые видели в Трампе доброго друга России, с которым она наконец-то договорится о разделе сфер влияния в мире. Одним словом, ожидания были большие. Всё, однако, пошло не так.
Человеком Трамп оказался специфическим. Не шибко умным, чертовски упрямым, тщеславным, обидчивым и злопамятным. А главное – не желающим учиться. Живет по принципу: я – начальник, а вы все – дураки. Политических взглядов, кажется, не имеет. Не любит мусульман, мексиканцев, яйцеголовых и американскую прессу, окружил себя крайне одиозными личностями вроде Бэннона, Спайсера или Конуэй. (Этот список не полон.)
О своем российском коллеге худого слова президент США пока не сказал, но и на доброе стал что-то скуповат. А тем временем его высокие назначенцы – вице-президент, министр обороны и другие – чихвостят Россию так, что никакому Обаме не снилось. Да, и в подъездах наших по-прежнему кто-то гадит.
Читайте: Иллюзии исчезли, надеяться не на что
В таких условиях президент России предпочел взять паузу, и даже не пытается спустить на президента США свору своих бесноватых пропагандистов. Видимо, в расчете на то, что давно лелеемая личная встреча с ним все же состоится. А там уж Путин смог бы пустить в ход свои навыки профессионального обольстителя. В надежде на то, что падкий на лесть Трамп на нее клюнет.
Впрочем, шансов на то, что встреча президентов России и США позволит внести перелом в двусторонние отношения, все равно немного. Трамп, безусловно, демонстрирует и какую-то необъяснимую "слабость" к Путину, и замашки диктатора. Но в надежной системе сдержек и противовесов Трамп – отнюдь не всесильный диктатор, а всего лишь глава исполнительной власти. Лично он, может, и хотел бы договориться с Путиным, но как это сделать, не вызвав возражений законодательной и судебной власти, не рискуя новым всплеском протестов, подозрений и насмешек?
Даже формально имеющееся у Трампа большинство в Конгрессе ему в этом случае вряд ли поможет. Да и в самой его администрации сегодняшнюю Россию воспринимают по-разному. Есть у нее поклонники, но есть и убежденные противники. Ряды последних, кстати, может пополнить Джон Болтон, имя которого фигурирует в коротком списке кандидатов на пост помощника президента по национальной безопасности, только что покинутый большим другом России Майклом Флинном.
С учетом всех этих обстоятельств, можно предположить, что Трамп не будет особо торопиться с такой встречей. А если и когда она состоится, выкатит своему российскому коллеге условия, принять которые без полной потери лица тому будет очень трудно, а то и невозможно. Прежде всего, эти требования, вероятно, касались бы российских авантюр в Украине.
Читайте: У Москвы все меняется на каждом повороте
Где, кстати, могла бы такая встреча состояться? В Вашингтон Путин вероятно не поедет, Трамп в Москву – тем более, а встреча на нейтральной территории – совсем другой формат, для которого, честно говоря, оснований давно нет. Российско-американская встреча в верхах никогда уже не будет иметь судьбоносное значение для всего мира. Исторической договоренности двух "главных начальников земного шара" на ней родиться не может. Просто потому, что они выступают в разных весовых категориях. Один из них – Трамп – еще главный, но уже не единственный в своем роде, а другой – Путин – волею известных обстоятельств всего лишь лидер страны-спойлера с неважной репутацией, невысоким потенциалом и завышенными амбициями.
В целом, таким образом, президент России оказался в затруднительном положении. Открыто ссориться с президентом США он явно остерегается: в отличие от воспитанного Обамы, Трамп ведь может обидеться не на шутку. А обидевшись, наломать дров. Для истосковавшейся по американской любви России это стало бы ударом, даже не в спину, а немного пониже.
Однако, как подружиться с президентом США, президент России, похоже, тоже не знает. Сложившаяся ситуация близка к патовой. А это, в свою очередь, объективно обрекает российскую внешнюю политику на нерешительность и несвойственную ей в последние годы пассивность. Может, оно и к лучшему.