Блог | Новая геополитическая игра: Иран в обмен на Украину
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Влиятельная газета The New York Times написала, что президент Обама заинтересован в сотрудничестве с Россией настолько, что режим санкций против Кремля, введенный после начал войны на Донбассе, может быть смягчен. Для этого Джон Керри и ездил к Путину в Сочи.
Дэвид Хиршенкорн, корреспондент ведущей американской газеты, считает, что Россия является для США необходимым игроком на Ближнем Востоке. Барак Обама хочет закончить свое президентство, восстановив отношения с Ираном, остановив развитие его ядерной программы, и принеся мир в Сирию. Без помощи России, пишет он, это сделать не удастся.
В какой-то степени мы можем быть свидетелями "размена" Ирана в обмен на Украину, а в какой-то, неуверенности Администрации Обамы в себе.
Джейс Шерр, старший эксперт Королевского института международных отношений "Чатэм Хаус" в Лондоне, и один из ведущих специалистов по России, считает, что смягчение позиции США и Запада – преждевременно: "Мы втягиваемся в долгосрочную конфронтацию с Россией, но Вашингтон не желает этого признавать. На Западе были удивлены упорством Кремля в конфликте в Украине. Военные действия, которые предшествовали двум Минским соглашениям, прогнозировались экспертами, но, тем не менее, серьезно подорвали уверенность Ангелы Меркель, которая до того был столпом устойчивости и прочности. Я даже не уверен, что Керри знает, какую игру, он ведет – хотя, конечно, его заместители знают, что это за игра".
На мой взгляд, западные оценки собственной слабости не оправданны. Стратегическое положение России сегодня – из-за де-факто конфронтации с Западом, из-за санкций и большой стоимости войны в Донбассе, гораздо хуже, чем в январе 2014 года.
Читайте: Кремль может воспользоваться дестабилизацией на Ближнем Востоке
По любым объективным меркам, положение станет еще хуже в ближайшие годы. Сергей Гуриев, основатель Российской экономической школы, а ныне – профессор в парижском Институте политических исследований Science Po, считает, что к концу 2016 года золотовалютные запасы России могут кончится (если, конечно, не подорожает нефть).
Мои российские, прокремлевские знакомые говорят, что вся эта антиамериканская пропаганда – для внутреннего потребления, что либерализация экономики "сверху" не за горами. Они утверждают, что узкий слой людей, реально принимающий решения – циничен и тесно связан с Западом. В страны Запада он инвестирует, там покупает виллы и апартаменты, туда отправляет учиться детей.
Может это и так. В каждой стране немногочисленная элита принимает большинство оперативных решений. Но элиты отражают настроения народа, а если не отражают – их сметают.
Ренационализация капиталов уже идет. Сотрудничество неправительственного и госсекторов с США преследуется. Страх растет.
На мой взгляд, положение может еще больше ухудшиться, если после Путина придет к власти ультранационалистическая клика, что вполне возможно. И это возможно именно потому, что такие националисты-популисты могут взлететь к власти на гребне нынешнего антизападного цунами.
Элиты в России отражают преобладающий антизападный настрой самого народа. Но они сами придумали и запустили в ширпотреб такую всё сжигающую ненависть. К сожалению, практически везде идеологизированные элиты верят своей же пропаганде – от итальянских фашистов, до нацистов, от японских милитаристов до коммунистов.
Сталинская партия большевиков отвергла интернационализм, олицетворявшийся Коминтерном. Такой планетарный интернационализм мог быть популярен с у старых большевиков и членов ленинского Центрального комитета, особенно у троцкистов, но был отвергнут Сталиным, которому нужно было укреплять собственную власть "в одной, отдельно взятой стране", а не заниматься революциями в Индии или Латинской Америке
Вопрос: либеральная демократия по-настоящему отвергается русским народом и другими народами России, потому что противоречит глубинным ценностям и установками, как говорит пропаганда на госканалах? Ценности экономической свободы и верховенства права не получили поддержки в стране, как свидетельствовали, например, выборы 1999 и 2004 годов.
Госпропаганда "утюжила" либеральную демократию, потому что нужно было отодвинуть, а потом и физически устранить лидеров "проклятых 1990-х" – Галину Старовойтову, Юрия Щекочихина, Бориса Немцова, попытаться убить Чубайса? У кого-то в голове созрела модель развития России, направленная на устранение результатов "великой геополитической катастрофы 20-го века – развала Советского Союза" (Путин), и либеральная модель экономического развития, инвестиций, интеграции с Западом ей мешала?
Или это попытка отвлечь внимание, пока "группа товарищей" разворовывает страну?
Просто вспомните великого Михаила Ефграфовича Салтыкова-Щедрина: "Если в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли". Жалко, что Джон Керри Салтыкова-Щедрина не читал, и не сделал соответствующих выводов.