Если обратиться к аллегориям, украинский фондовый рынок действительно смахивает на Франкенштейна. Куски различных концепций и парадигм, фрагменты несогласованных законов, вразнобой функционирующая инфраструктура. В одном месте белеют кости приватизационных процессов, в другом – торчат куски не прижившегося международного опыта, в третьем пованивают остатки имперских амбиций северного соседа. Все опутано паутиной схем различной степени незаконности.
Который год все это колышется, как гладь старинного пруда, пускает пузыри и даже периодически изображает реакцию на международные финансовые катаклизмы. И никак не выполняет те функции, которые должен выполнять фондовый рынок в недавно еще промышленно развитом государстве в центре Европы с более чем 40 млн населения.
Населения, которое все также хранит под матрасами от 100 до 200 млрд дол, пока его правительство все также ездит по миру в поисках займов, и производители все также взывают к жестокому духу иностранного инвестора, не надеясь уже на милость и кредитоспособность отечественной банковской системы.
Мобилизация средств населения, перенаправление их на нужды экономики – это и в мирное время задача приоритетная. Что уж говорить о периодах, когда деньги нужны для обеспечения обороноспособности и вытекающей из нее государственной и территориальной целостности.
Читайте:
Украинскую межбанковскую валютную биржу лишили лицензии
Может быть именно это, вопиющая неспособность государства использовать свои довольно немалые внутренние резервы в критической ситуации, в сумме с настойчивостью и результативностью в списании внешних долгов и стало толчком для пока еще единичных, но уже заметных попыток по трансформации украинского фондового рынка.
О каких подвижках речь. Прежде всего – о массовом выведении из обращения на фондовых биржах т.н. "мусорных бумаг". Под таковыми подразумеваются финансовые инструменты, хоть и выпущенные в соответствии со всеми правилами, но используемые не по своему прямому назначению, а для других, "технических" нужд: оптимизации финансовых потоков внутри холдинговых структур, построения инвестиционных "интерфейсов" (как обслуживающих крупные иностранные инвестиции, так и рядовые покупки жилой недвижимости у застройщиков), налоговой оптимизации и пр.
Какие последствия будет иметь такая "зачистка" рынка?
Во-первых, предполагается, что качество финансовых инструментов, торгуемых на фондовых биржах, улучшится. У инвестора (пока скорее гипотетического) будет меньше рисков, меньше опасений получить за свои деньги не обеспеченную реальными активами пустышку. В дальнейшем это позволит сделать более достоверными украинские фондовые индексы, которые сейчас частенько сигнализируют о прямо противоположных тенденциях.
При этом, естественно, количество таких, качественных, инструментов будет невелико. Не стоит ожидать и роста объема торгов и прихода на рынок денег частных инвесторов – сбережений граждан. Просто нет такого объема бумаг в свободном обращении.
Читайте:
"Московская биржа" решила избавиться от активов в Украине
Во – вторых, будет уменьшаться численный состав фондовых бирж, по количеству которых(но не по объемам торгов) на душу населения Украина находится среди мировых лидеров. Впрочем, регулятор и не скрывает своих намерений, к сожалению, не демонстрируя при этом наличие какой-то ясной концепции.
Соответственно, можно ожидать "сжатия" рыночной инфраструктуры, сокращения числа брокерских компаний, депозитарных учреждений. Вторым этапом последствия настигнут финансовые учреждения, имеющие к фондовому рынку косвенное отношение, банки и страховые компании, которые использовали для формирования своих резервов в т.ч. и технические ценные бумаги. Впрочем, те из них, кто выжил в ходе другой "зачистки", проведенной НБУ в 2014 – 2015 годах, скорее всего, способны выдержать и эту.
Таким образом, следствием таких действий может стать жесткая сепарация рынка, разделение его на биржевой и внебиржевой сегменты, выполняющие различные функции. Собственного говоря, подобная ситуация уже имела место, до введения пресловутого акциза на ценные бумаги, следствием уклонения от которого и стало наполнение биржевых площадок техническими бумагами.
В целом, эффект от таких действий вполне может оказаться позитивным. Образуется компактный, прозрачный, организованный рынок, действующий по согласованным правилам, лишенный десятилетиями накапливавшихся противоречий, конфликтов интересов и технических нестыковок. Появится возможность постепенно наращивать объемы, вводя в обращение проверенные финансовые инструменты, которыми будут торговать многократно проверенные брокеры.
Но даже если это произойдет, это будет необходимое, но далеко не достаточное условие для мобилизации и средств населения, и для возврата иностранных инвесторов. При всем том негативе, который несли "мусорные" ценные бумаги, они выполняли роль хоть какого-то, но "драйвера" рынка, стимулируя и поддерживая обращение в целом. Альтернативы этому драйверу пока не видно.
И если она не будет найдена, а точнее, если не произойдет возращение к истокам, если украинский фондовый рынок не вернет себе главную роль по обслуживанию процесса перераспределения собственности в стране, сейчас узурпированную коррумпированными судами и правоохранительными органами, то этот обновленный, компактный и прозрачный рынок исчезнет быстро и навсегда.
По материалам круглого стола в ТПП Украины "Фиктивность и эффективность на фондовом рынке".
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...