УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Почему все так легко сходит Путину с рук?

Почему все так легко сходит Путину с рук?

Текст переведен специально для сайта "Обозреватель". Оригинал на Foreign Policy.

Видео дня

Под конец 2015 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон шокировал заявлением, что в Сирии можно найти хотя бы 70 тысяч активистов, готовых сформировать полноценную коалицию и выступить против "Исламского государства". Политик был настроен весьма оптимистично. Исламские группировки "Джейш аль-Фатх" и Свободная сирийская армия уже сражаются с боевиками. Официальные эксперты США и экс-сотрудники Барака Обамы, генералы в отставке Дэвид Петреус и Леон Панетта, поддержали позицию Кэмерона, заявив, что среди арабов-суннитов могут быть потенциальные партнеры. Региональные союзники сообщили о необходимости укрепить силы, а турецкие аналитики предложили Пентагону заняться подготовкой суннитских войск на сирийской территории.

Хотя, на самом деле, патриотичные намерения повстанческих сил суннитов, настроенных на войну с ИГ, не имеют особого права голоса в Сирии, где решающие вердикты зависят от российского президента Владимира Путина, он и выбирает, кто является террористом и заслуживает смерти, но при этом больше оценивает целенаправленность активистов, чем преданность "Исламскому государству".

Если говорить простыми словами, кремлевские власти действуют точно так же, как сирийский президент Башар аль-Асад, который терроризирует суннитские общины и без разбора сбрасывает боеприпасы на густонаселенные городские районы, поддерживающие оппозиционеров. Хотя американские чиновники говорят о некоем совпадении целей Москвы и Вашингтона, Россия со своей авиационной кампанией "отрезает" сирийских суннитов от Запада и внешнего мира.

На первом этапе, в октябре 2015 года, Россия приступила к бомбардировкам крайне необходимых Западу партнеров, уничтожив ключевых лидеров Свободной сирийской армии в Дераа и Хаме. Честно говоря, такая стратегия не удивляет, поскольку Путин поддержал пользующуюся дурной славой тактику Асада по уничтожению сирийских революционеров, чтобы стать единственным героем-борцом с "Исламским государством". На севере Сирии, где повстанцы Алеппо ведут отчаянную борьбу с ИГ, российские самолеты продолжают регулярно наносить по ним удары. Русские также нацелились на простых граждан, а это может стать причиной трагических последствий.

Не могу упустить тот факт, что Путин не обращает внимания ни на школы, ни на больницы. 9 января российская авиация нанесла удар по волонтерской группе моей собственной организации Syrian Emergency Task Force в Идлибе. Возможно, что удар по этому офису, который распределяет помощь от американского правительства, был нанесен непреднамеренно; но существует такая же вероятность, что это было сделано специально, поскольку мы поддерживаем хорошие отношения с вооруженной оппозицией.

Как раз во время Рождества произошел другой удар по оппозиции. Кремлевская авиация уничтожила командира повстанческого батальона "Джейш аль-Ислам" Захрана Аллуша. Эта группировка решительно борется против отрядов "Исламского государства", не пуская их в Дамаск. Узнав о его смерти, боевики ИГ начали ликовать. Могу с уверенностью сказать, что "Исламское государство", Асад и Путин больше всего боится суннитских группировок, которые стоят у них на пути.

Важный момент: на конференции в саудовском Эр-Рияде команда "Джейш аль-Ислам" приняла предложение перемирия и прекратила боевые действия. Но, после убийства Аллуша уже совершено непонятно, захочет ли эта организация и дальше искать компромиссы.

Читайте: "Сладкая" жизнь в Крыму, или Что изменилось за 2 года

Вашингтон со своей стороны постоянно уклоняется от ответа на вопрос о целях российского вмешательства в Сирии, называя загадкой путинские мотивы. На самом деле, администрация Обамы прекрасно понимает его намерения: защитить режим в Дамаске, обеспечить безопасность своих объектов в этой стране, а также демонстрировать силу России и оказывать влияние на ситуацию на Ближнем Востоке, который стал неуправляемым. За закрытыми дверями чиновники из администрации рассказывали мне, что они прекрасно осведомлены об этих целях и понимают, что они не имеют никакого отношения к разгрому "Исламского государства".

Если Путину позволить устанавливать правила в Сирии, то с молчаливого согласия Белого дома, Владимир Владимирович сможет помочь Асаду провести кампании террора против общин арабов-суннитов. Эта компания – хорошо спланированная операция российского президента. Такую тактику ввели еще в 2012 году, а уже в 2015 успешно ее усовершенствовали на практике. Асад сможет остаться в живых лишь в том случае, если его режим со своими спонсорами сделает невозможным партнерство с арабскими суннитскими группировками. Но Белый дом уже позволяет это.

У наших суннитских союзников в Сирии мало оснований доверять нам. Главнокомандующий силами НАТО генерал Филип Бридлав признался, что в некоторых районах Сирии уже отменили полеты американских самолетов, но, их позиции контролируют российские летчики, и они прикрыты российскими зенитно-ракетными комплексами С-400. Но эти самолеты могли бы оказывать авиационную поддержку силам, воюющим с "Исламским государством". Российская активность создает препятствия полетам западной авиации, которая действительно наносит удары по "Исламскому государству" в отличие от русских, бомбящих поддерживаемую США Свободную сирийскую армию и группировки, воюющие против ИГ. Но вместо того, чтобы высказать русским претензии по этому поводу, госсекретарь США Джон Керри 15 декабря согласился с предварительным условием России о том, что Асад на время переходного периода должен остаться в Дамаске. Это прямой отказ от позиции, которой придерживаются встречавшиеся в Эр-Рияде представители вооруженной и политической оппозиции.

Более того, сформированная в Саудовской Аравии новая оппозиционная коалиция состоит из людей, пользующихся непосредственной поддержкой США. Получается так, что через два дня после того, как в Эр-Рияде был достигнут внутренний консенсус, номинальный союзник оппозиции и самое мощное государство в мире нанесло по ней удар. Еще большее отчаяние вызывает то, что это полностью соответствует пассивному отношению Вашингтона к российским провокациям.

Возможно, что Россия настаивала на необходимости оставить Асада у власти лишь для того, чтобы его неизбежный и необходимый уход выглядел как щедрый жест и попытка примирения со стороны нового влиятельного игрока на Ближнем Востоке. Но русские никогда не согласятся на формирование поистине представительного правительства с включением в его состав всех сил, потому что оно даст властные полномочия тем политическим и военным группировкам, которые они сегодня бомбят. Все чаще кажется, что конечный результат будет отличаться от того, чего ждут и что предсказывают Соединенные Штаты и другие иностранные державы, поскольку Россия усиливает свои рычаги влияния за счет военного присутствия в Сирии. Запад ограничен в своих возможностях формировать российские предпочтения с учетом того, что русские и американцы сегодня поддерживают одну и ту же антиигиловскую коалицию под руководством курдов, а та в некоторых случаях поворачивает свое оружие против восставших арабов-суннитов, когда возникают территориальные споры на севере Сирии.

Неожиданное появление относительно новой коалиции "Демократические силы Сирии", состоящей из арабов и сирийских меньшинств, но контролируемой курдскими антиигиловскими Отрядами народной самообороны (YPG), также может быть фактором, соответствующим российским предпочтениям. Например, арабские группировки в составе этой коалиции требуют большей поддержки со стороны США, которые поставляют оружие YPG. Эти поставки косвенно способствовали проведению этнических чисток против арабов на сирийском севере, о чем в своем октябрьском докладе сообщила Amnesty International.

Мы знаем, что как минимум в одном случае YPG могла ввести в заблуждение ведомую США коалицию, дабы та нанесла удар по арабскому поселку, где не было отрядов "Исламского государства", в результате чего погибли мирные жители, а многие покинули места своего проживания. В своем обращении о положении в стране 12 января Обама всячески расхваливал таких партнеров, давая высокую оценку действиям по подготовке, вооружению и обеспечению "местных сил", которые возвращают утраченные территории в Ираке и Сирии. В то же время он ловко обошел стороной тот факт, что арабы-сунниты и союзники Запада в регионе недоброжелательно относятся к коалиции "Демократические силы Сирии" и к другим руководимым курдами группировкам. Надо сказать откровенно, что у этих объединений есть вполне легитимные претензии на определенные районы в Сирии, однако они не могут заменить собой революционеров из числа арабов-суннитов в качестве единственного партнера Запада. Именно этого очень хотелось бы Путину. Если силы с преобладанием курдов придут на смену арабам-суннитам, которые сотрудничают с Западом против Асада, а теперь еще и против "Исламского государства", то смертельная опасность для режима Асада будет устранена.

Читайте: "Неприкосновенный": Кадыров - в центре нового скандала

Главная проблема такого подхода, в котором предпочтение отдается курдам, заключается в том, что в этом случае Запад отвращает от себя, исключает из процесса и напрямую наносит удар по большей части из тех 70 тысяч революционеров, о которых говорил премьер-министр Кэмерон. Это группировки арабов-суннитов, готовых и преисполненных желания освободить Ракку. Даже если мы дадим курдским силам и их союзникам мандат на проведение наступления на столицу "Исламского государства", "Демократические силы Сирии" ни за что не смогут удержать суннитские земли, и город по-прежнему будет уязвим для атак нынешних и будущих экстремистских группировок, которые смогут вызывать симпатии у местного населения в силу религиозной и прочей близости.

Заглядывая вперед, на венские переговоры, и задумываясь о судьбе Асада, мы должны признать отвратительную реальность, состоящую в том, что Россия своей интервенцией уже обезопасила положение Асада на настоящий момент. В своей статье от 4 января на вебсайте Атлантического совета (Atlantic Council) бывший специальный советник США по переходному периоду в Сирии Фред Хоф задал острый вопрос: "Зачем Москве нужны… американские заверения и гарантии относительно Сирии? Когда Вашингтон представлял серьезную угрозу режиму Асада?"

Точно так же мы должны признать тот факт, что российская военная кампания основана на идее наказания суннитских общин и защиты существующего режима любыми средствами. Это не только порождает бесконечный гуманитарный ужас, но и жестоко разрушает то самое сообщество, которое будет нужно Западу для разгрома "Исламского государства". Если уничтожение ИГ является для США насущной политической необходимостью, то нынешняя администрация должна будет найти более действенные и эффективные инструменты для оказания влияния на российское поведение, пока еще не поздно.

disclaimer_icon
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...