"ИИ скоро вытеснит актеров дубляжа". Олекса Негребецкий – о "пластмассовом" украинском языке, предложении Klavdia Petrivna и воспоминаниях о ЧАЭС
Известный переводчик и режиссер дубляжа дал интервью OBOZ.UA
Сегодня, по прошествии трех лет, говорить о Крыме, с одной стороны, очень просто: Россия воспользовалась ослаблением украинской власти и, проведя отлично спланированную военно-политическую акцию, аннексировала полуостров. Агрессия России признана таковой мировым сообществом – на этот счёт 27 марта 2014 г. принята специальнаярезолюция Генеральной Ассамблеи ООН, положения которой относительно российской оккупации Крыма были подтверждены резолюцией в декабре прошлого года. Помимо России всего 6 стран признают Крым российской территорией, названия которых стоят того, чтобы быть перечисленными – Афганистан, Венесуэла, Куба, Никарагуа, Северная Корея, Сирия. Как говорится, вопрос "С кем вы мастера культуры?" - в такой ситуации является риторическим.
Читайте: Новости Крымнаша. Чемодан без ручки трещит по швам
Можно сколько угодно ссылаться на волеизъявление народа, на так называемый референдум, но голосование под дулами автоматов, трудно называть свободным, точно также как проведение голосования вопреки нормам законодательства Украины, частью которой в любом случае Крым являлся на момент голосования, нельзя назвать законным.
Для меня в переводе на бытовой язык ситуация с Крымом выглядит очень просто. Жили-были два брата, назову их Никодимом и Ерофеем. Никодим был посильнее и побогаче, зато Ерофею в наследство от бабушки достались семейные реликвии. Ерофей брат плохо ухаживал за своим домом, не ремонтировал его, не менял выбитые стекла - то, говорил, денег нет и обязательно сделаю ремонт, как хороший урожай случится, то, говорил, разведусь со старой женой, женюсь по новой и вот тогда ... Вот, как-то его дом начал не то чтобы рушиться, но подкашиваться, да и в сарае появился какой-то непонятный дымок. Побежал Ерофей в сарай, стал кликать соседей на помощь стену дома подпереть, чтобы не рухнули окончательно, и в этот момент Никодим вбежал в его дом, схватил семейные реликвии и унёс к себе. А когда его соседи стали спрашивать: Ну как же так? – он, не моргнув глазом, отвечал: А если бы я их не забрал себе, то прибежал бы сосед Васька, с которым у нашей семьи исторически вражда, и забрал бы их себе. Так, Васька в этот момент был в командировке в соседнем районе, кричат хором соседи! Ну и что, отвечает Никодим, его хлебом не корми, дай нам гадость какую-нибудь сделать.
Читайте: Россия действует по бандитскому сценарию в Крыму
С другой стороны, говорить о Крыме сложно потому, что этот разговор нужно вести о том, какой мы хотим видеть нашу страну, как мы хотим строить отношения со своими соседями, хотим или не хотим мы уважать базовый принцип международных отношений, принцип нерушимости границ.
Особенность (впрочем, не уникальная) российского авторитарного режима состоит в том, что в нашей стране нет верховенства права, нет власти закона, но при этом все свои решения российская властная группировка оформляет законами. Это неизбежно будет осложнять переход страны к нормальной жизни, каковой (переход) рано или поздно случится. В какой-то момент России понадобится отменить огромное количество законов, которые сегодня блокируют нормальное развитие страны и общества. Для примера назову: запрет на создание избирательных блоков, муниципальный фильтр при выборах губернаторов, право президента увольнять губернаторов по своему усмотрению, запрет быть избранным для лиц, осуждённых за тяжкие преступления (к каковым относится, например, Михаил Ходорковский, и каковым ещё недавно был и снова может стать Алексей Навальный), "закон Димы Яковлева" (о же "закон подлецов"), "закон Яровой" и многие другие нормы законодательства, которые наплодил путинский режим за время своего правления только ради того, чтобы иметь возможность удерживать власть в России.
Читайте: О чем россияне помалкивают в тряпочку
Но, если со многими из этих законов понятно, что делать – отменить; хотя не факт, что сделать это будет просто – нужно будет, чтобы после ухода Владимира Путина от власти (по тем или иным причинам) нынешний состав Государственной думы (или другой, который буден назначен Кремлём через 5-10-15 лет, но который принципиально ничем не будет отличаться) проголосовал за их отмену. Но как исправить ситуацию с теми законами изменением Конституции, которые случились в связи с аннексией Крыма – непонятно.
Пойти по пути непризнания итогов "референдума" 2014 года и признать нерушимой российско-украинскую границу по состоянию на 1 марта того года? Сильно сомневаюсь, что в России найдётся хоть один политик, который готов будет предложить этот путь "искупления грухов", и ещё больше сомневаюсь, что ему удастся получить поддержку российского общества, населения Крыма, российского парламента.
То ли нужно будет решение Конституционного суда о том, что процедура присоединения Крыма была осуществлена с нарушением Российской Конституции, то ли в связи с появлением вновь открывшихся обстоятельств какой-то районный суд примет решение о том, что результаты крымского "референдума" были фальсифицированы, то ли ещё какое-нибудь судебное решение, которое позволит запустить юридический маховик в обратную сторону.
Читайте: Лживая путинская Россия и "гибридная война"
Но даже появление такого решения не даёт ответа на вопрос, а что делать с населением Крыма, которое Кремль интенсивно коррумпирует – кого через повышение пенсий, кого через возможность поехать на учебу в Москву, кого через обширные госзаказы для оборонных предприятий, кого через возможность устроить массированный передел собственности в свою пользу.
Проводить ещё один референдум? Но по какому законодательству? Да и понятно, чем больше времени пройдёт с момента аннексии Крыма до того момента, когда Россия созреет до того, что крымскую проблему нужно решать, тем меньше шансов на то, что население Крыма проголосует за возврат в Украину (если только наши соседи не совершат решительный реформаторский рывок, и за то время, пока Владимир Путин держит Россию в историческом болоте, серьёзно не трансформируют свою страну и экономику, что позволит Украине обогнать Россию по уровню жизни).
Понятно одно: проблему Крыма рано или поздно России придётся решать. Придётся, если она не захочет оставаться на веки вечные страной агрессором (пожалуй, единственной в современном мире), если она не захочет иметь своим соседом страну, в учебниках истории которой будет написано, что "весной 2014 года Россия осуществила агрессию против Украины и захватила часть украинской территории". И решать эту проблему придётся в диалоге с Украиной, и вместе с украинскими властями нужно будет определить ту точку, в которую обе страны согласятся вывести ситуацию, и тот набор шагов, который предстоит для этого сделать.
Какой будет эта точка? – Не знаю. Возможно, это может быть специальный статус наподобие Аландских островов, которые совместно управляются Швецией и Финляндией. Возможно, Украина согласится на то, что Крым останется российским, но при условии какой-то материальной компенсации и, безусловно, при полной реституции прав собственности. Возможно, будет найдена ещё какая-то конструкция. Но искать ее придётся. Если мы, российские граждане, не хотим чувствовать себя ворами. Каковыми мы сегодня являемся. Увы...
Перефразируя классика, России предстоит выдавить из себя вора по капле. И чем раньше мы решим пойти по этому пути, тем меньше позора будет на нас и на наших детях, тем спокойнее мы будем спать.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...
Ты еще не читаешь наш Telegram? А зря! Подписывайся
Известный переводчик и режиссер дубляжа дал интервью OBOZ.UA
На конечном отрезке траектории ее скорость достигла 11 Махов