В период между солнцестоянием (20-21 июня) и календарным Ивана Купала многие киевляне начинают искать ту самую заветную Лысую гору, пишет Лада Лузина для "Сегодня".
На деле в Киеве их несколько. Одних лишь официальных лысок – целых четыре, а неофициальных – не сосчитать. И лишь одна из них упомянута на карте Города - "Урочище Лысая гора" на Выдубичах. Но она не только самая отдаленная, но и самая молодая и лысогорский вершин. Что же касается старейшин – тут горожанам нет нужды ходить далеко. И, думаю, сейчас самое время рассказать о тайнах киевского лысогорья (тем паче, что у вас есть еще один день, чтобы воспользоваться моими "волшебными" советами. Начну сегодня с центрального…
Веришь ты в ведьм, али нет, но факты – вещь непреложная. А оные свидетельствует ярче легенд: киевские Лысые Горы отторгают любые постройки и упрямо блюдут свою "лысину" в чистоте и пустоте. Иными словами главной приметой Лысой всегда была "лысина".
Так происходит по сей день с возвышающейся над Андреевским спуском Замковой горой – по совместительству, главной Лысой горой Киева.
Именно здесь были первые – киевские поселения. Некоторые историки даже думают, что именно здесь, а не на Старокиевской, основатель Киева князь Кий построил свой первый город.
Позже здесь стоял настоящий сказочный замок… Нет, целый замковый город – внизу лежал ремесленно-торговый Подол, а вверху высился княжеский град – высокие деревянные стены, обмазанные глиной, пятнадцать башен с остроконечными крышами и на одной из них единственные в городе часы, многочисленные постройки, колодцы, четыре церкви, двое ворот – Воеводские вели к Щекавице, Драбские – на Андреевский спуск и от них через ров перебрасывался подъемный мост на цепях.
Дом Адама Киселя в Киевском замке. Рисунок Вестерфельда. 1651 г.
Но где теперь тот неприступный киевский замок? Пал трижды. При чем, по легенде, во второй раз он сгорел от удара молнии, в последний – литовский замок разрушили легендарные казаки не менее легендарного Богдана Хмельницкого, а остатки разгромленного крепости растащили по бревнам хозяйственные подоляне.
В 1852 замок был уже только маревом. "Что же представилось мне, в час утреннего мрака, на горнем пространстве… на горе Замковой? – фантазировал романтик Николай Сементовский. – Древний замок князя Витольда: его рубленные башни, трех-ярусные бойницы, воеводские и драбские ворота и над всем этим купола трех церквей… громовой удар, спустившийся на высоту Киевского замка в 1605 году, сжег замок, которого и Хан Эдигей не мог взять, хотя разорил другие части Киева. Теперь взору моему древняя гора замковая представлялась в ином виде… обнесенною каменною стеною, но уже не крепостною, а для укрепления от шума и суеты мирской отшельниц Флоровской обители"
ХІХ в. Забор Флоровского монастыря на Замковой горе.
С 1850-х макушку горы уже украшала Троицкая кладбищенская церковь женского Флоровского монастыря.
Но где теперь эта церковь? Где закабаливший всю гору каменный монастырский забор? Как и Златоверхо-Михайловский большевики снесли ее в 30-е годы…
Оттого у Горы скопилась так много имен – Флоровская, Замковая – в честь чудного замка, Кисилевка – в честь воеводы Адама Киселя. Но имена эти больше напоминают боевые насечки на рукояти кинжала – аккурат, по количеству побежденных врагов. Чтобы не возводили на ней люди – Гора сбрасывала все…
Как не уверовать, что, сменив по ходу столетий немало имен, Лысая не осталось верной – истинному, и, возможно, самому первому. В древности она звалась Киевица. И, возможно, не так уж глупа версия о первом граде Кия на Лысой горе. "И вселися Кий на горе, яже нарицается Киевица" – сказано в одном из списков летописи. И стоит заглянуть в словарь Даля, чтобы узнать: "Киевица" – лишь один из синонимов слова "ведьма". И корень "киев" в нем прописался не зря, и не зря, видно, прописались в Киеве ведьмы…
Читайте:
Первый шабаш украинских ведьм – Зилот-день!
Много записано о дивной Горе небылиц и быличек. Есть и легенда-новодел о шабашах волкови волчиц, проходивших на Замковой под покровительством рогатого бога Велеса. О литовском князе, истребившем зверей и построившем на месте их игрищ крепость, и киевлянах, повторяющих "Обречен замок. Проклят". Есть и правда – в свое время возвышенность у Драбских ворот была плахой, лобным местом, где рубили буйные головы (плаха должна была располагаться вне территории города, иначе ангел-хранитель мог отвернуть свой лик от его жителей!). Есть и глупая городская байка о чародейках, сожженных на Лысой горе (ведьм в Столице Ведьм не жгли никогда!) И найденная А. Макаровым старая легенда о распятом на Драбской горе колдуне "знаменитом киевском разбойнике Голубе", который "держал в страхе все южные околицы города — от Голосеева до Шулявки, и никто не мог с ним справиться. Когда его ловили, он наводил на стражников чары и уходил от расплаты…
"Все тело его, руки и ноги, даже шею, заковали в железо, раскаленными клещами рвали на нем тело, а ему все равно — курит себе трубку и поет. Одно слово — характерник… Несколько раз бежал он из тюрьмы: тряхнет, бывало, цепями, и те, лопаясь, разлетаются на мелкие кусочки, будто их сделали из глины. Наконец, достал он мел из кармана, нарисовал на стене волка, сел на него, и поминай как звали! А стражник только рот раскрыл — Голуба будто в тюрьме и не было вовсе".
Мудрые магистратские советники, умевшие найти выход из самых безнадежных ситуаций, поразмыслив немного, распяли колдуна на кресте на Драбской горе над Подолом и "девять дней кормили селедкой, не давая ему ни капли воды, пока адские муки окончательно не добили характерника".
Сейчас у Замковой-Лысой свои легенды и мифы. Монахини Флоровского, не мудрствуя, называют ее сатанинской и рассказывают свои страшные байки. Родноверы – именуют гору главным в Киеве местом силы. Тот, кто впервые поднимается на нее по железной многомаршевой лестнице – может загадать желание, говорят, оно сбывается практически сразу. А, взобравшийся на дальний отрог Горы, увидит один из самых прекрасных киевских видов, на Днепр, на Андреевкую церковь, на Кожемяки и изумится – как будто сама историяКиева специально строила тут мистические декорации по всем канонам готических фильмов!
Судя по рукам, я явно колдую! Фото: Владимир Бузинный
На небольшой площадке перед рощей стоит новоявленное языческое каменное капише нынешних родноверов, справляющих тут свои службы (рядом расписание служб, и если вы придете посмотреть на них, вас никто не прогонит). Внизу у подножья Горы – музей Булгакова, под номером 13. А в роще прячется заброшенно старое кладбище, оставшееся от разрушенной церкви, покосившимися кресты, пустой серый склеп, таблички со стертыми временем именами, разрытые могилы…И под конец еще одна верная примета – чертополох, который по народному верованию всегда растет там, где обитают ведьмы. На Замковой он произрастает исправно!
Вот этот дизайн Гора сочла приемлемым – все остальное сбросила со своих богатырских плеч.
Парадокс, но в самом центре Киева, стоит вершина, размером с замковый город, лысая и непокорная – так и непокоренная киевлянами за тысячу лет!
Наш "шабаш" взбирается на Замковую-Лысую гору (на моей вчерашней экскурсии "Киев Мистический", посвященной Солнцестоянию. Фото: Владимир Бузинный
П.С. Не так давно я с удивлением узнала, что Флоровский монастырь вполне официально пытается вернуть себе Лысую гору, с намерением погонять и родноверов, и ведьм.Священники и монахини Флоровского, равно как и официальные историки Киева, не слишком жалуют многочисленных посетителей этой Горы. Но раз я в их числе, скажу, на мой взгляд – и родноверы, проводящие здесь свои живописные ритуалы, и небольшие экскурсии, и современные "летописцы", регулярно описывающие Гору на своих сайтах и блогах, приносят куда больше пользы, чем вреда, – занимаясь воскрешением древних традиций, просветительством, просто ежедневно фиксируя на фото изменчивую жизнь этой Горы. Не говоря уж о тех, кто по собственной инициативе ухаживает за старым кладбищем илиустраивает здесь весеннюю толоку - дружные уборки мусора!
Так выглядят нынче современные "ведьмы и ведьмаки" на Лысой горе. Фото: Владимир Бузинный
Как ни странно, сейчас это зачарованное место – более живое, чем большинство пустующих (увы!) городских музеев. И дает горожанам больше информации о Городе – чем большинство музеев Киева. Еще и потому, что влекомые древней тайной, они приходят сюда исключительно по своему желанию.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...