Блог | Путененыш по имени Гафт
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Может ли быть в России настоящая поддержка Украины?
Вот такой вопрос неожиданно возник в голове после сообщения о том, что Валентин Гафт разразился ругательствами в адрес президента Украины Петра Порошенко. В общем история мерзкая сама по себе – и негодование украинцев от услышанного более чем обосновано, разбилась очередная иллюзия, человек которого считали "своим", что называется "плюнул в душу".
Да, есть люди в России, которые действительно поддерживают Украину, помогают, чем могут, мы, кстати, о них почти и не слышим. Не слышим не потому, что о них нечего рассказать, а просто потому, что придание слишком большого внимания их деятельности – в современной России сродни подписания им смертного приговора. Речь идет о тех людях, кто несмотря ни на что оказывает помощь Украине, например, находясь в России, закупает медикаменты для бойцов и переправляет их в Украину. Да, есть такие примеры, и будет еще время, когда можно будет рассказать об этих людях.
Читайте: Мы прощаемся не с Россией, а с совком
В общем-то, ничего неожиданного в том нет – все в рамках культурной программы, заложенной на уровне формирования российского государства, начиная с Московского царства. Да, именно тогда, когда впервые нарисовался контур "Москва – третий Рим! А четвертому не бывать!", именно тогда и стало формироваться имперское мышление россиян. Другими словами – минимум 500 лет имперско-шовинистическо-милитаристской идеологии. Особенно тяжелым в этом плане стало время Смуты, когда страна в результате голода, эпидемий и войны обезлюдела, а усиление крепостничества, в сочетании с дворянско-боярским самодурством и вседозволенностью, привело к выдавливанию из России социально активного населения – его бегство на Дон и на Волгу и за Урал, в вольные разбойничьи шайки казаков да на вольные земли. Таким образом, впервые сыграла роль отрицательная социальная селекция, вымывание и маргинализация носителей не имперского мышления. Хотя, впрочем, и среди казаков имперцев было немало, но скажем так – их альтернативный имперский проект потерпел полное фиаско, в сравнении с официальным.
Это даже если не говорить о том, что существовали национальные зачатки демократии, сравнимые с республиками Венеции и Генуи – Новгородская, Псковская и, менее известная, Вятская вечевые республики. Таким образом, произошел изначальный слом механизма взаимообратной связи: общество-власть и ликвидация одного из основных рычагов влияния общества на власть, в рамках существовавшей парадигмы такого влияния. Да, конечно вечевым республикам далеко было до современных образцов демократии, но исторически им не дали развиться или зачахнуть – их просто уничтожили, аннексировав управляемые ими территории в пользу княжества, а позже и царства Московского. Это не говоря о судьбе Казанского или Астраханского ханств, завоеваных войсками Ивана Грозного, правда, это как раз образец милитаристского поведения российских властей...
А раз нет иной традиции, кроме имперско-шовинистическо-милитаристской идеологии, можем ли мы требовать от россиян, взращенных и воспитанных в этой системе ценностей, абсолютного отказа от нее? По меньшей мере – это выглядит наивно...
Потому поведение Валентина Гафта - это не исключение, а общее правило, для любого впитавшего в себя русскую культуру. Могут возразить, что это проявление не русской культуры, а именно "совка". Да, это так, но что есть "совок"? А "совок" это квинтэссенция этой самой имперской идеологии, эхо социального эксперимента по формированию новой имперской нации – советских людей, причем с замахом сразу на планетарный масштаб. Да, выросло это из идей большевиков о мировой революции, но вобрало в себя весь имперский идеологический пласт предшествующих 400 лет государственного и общественного развития. Ведь, собственно говоря, сами русские – это строго говоря не этнос, они изначально формировались по принципу нации, принятия или непринятия матрицы русскости. Отсюда и пестрый этнический характер русской нации и славянские племена такие, например, как вятичи или северяне; и финно–угорские народы междуречья Волги и Оки; и тюркские народы Поволжья и Дикого поля. Все это перемешалось в тигле истории, со временем переродившись в "великоросский" этнос, утеряв изначальные племенные культуры, создало сплав, который к XVII позволяет выделить русских как некий сформированный и уникальный этнос, со своей очень эклектичной культурой.
Читайте: Какого Гафта вам нужно?!
Сейчас мы наблюдаем следующий виток развития этого имперского этноса, превращения его в путененышей, одним из которых, по его словам, и является Валентин Гафт. Добавим к тому еще одно обстоятельство – в современной России проявлять нелояльность по отношению к власти смертельно опасно, и пример Бориса Немцова далеко не самого одиозного оппозиционера – это наглядно демонстрирует. Правда, это обстоятельство не является оправданием для Валентина Гафта. Вообще, чтобы хорошо понимать, "кто есть кто?" среди российской элиты, достаточно посмотреть списки тех, кто поддерживал последние годы "Единую Россию" и лично Владимира Путина на парламентских и президентских выборах в России, начиная с 2000 года. Собственно говоря, и Андрей Макаревич только последние 5 лет критикует нынешнюю власть, а до того проявлял к ней лояльность, считая, что все, что делается – делается на благо. Возможно, что его потрясающее заявление в адрес украинцев еще ждет своего часа…
А в целом, надо понимать, что русских украинцев (да именно русских выросших в России), а не только россиян – разделяет даже не война, а колоссальная цивилизационная пропасть. Имя это пропасти – ретроградная российская имперско-шовинистическо-милитаристская идеология, общий возраст которой минимум 500 лет. В тот период украинцы участвовали в другом интеграционном, можно сказать, европейском проекте – в построение Великого Княжества Литовского, а затем чуть позже и Речи Посполитой. Да в этом проекте тоже не все пошло гладко, но основа была заложена совсем другая, формировалась иная нация, более самоорганизованная, без имперской идеи, настроенная на самоорганизацию. Именно это обстоятельство сделало возможным Майдан 2013 – 2014 годов, поразивший весь мир и уже вошедший в историю как Революция Достоинства. В этом и заключается глобальная цивилизационная пропасть между украинцами и большинством русских.
Поэтому украинцам рассчитывать на поддержку русских, а тем более россиян – увы, не приходится. Те немногие, кто это еще делает, лишь исключение, подтверждающее правило. Конечно, не надо отметать их поддержку совсем, принципиально отказываясь от их участия, но и рассчитывать на что-то большее, увы – не стоит!