Блог | Почему российская пропаганда действительно работает
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Ницше сказал это первым: "Нет никаких фактов - только интерпретации". Владимир Путин превратил этот тезис в политическую стратегию.
Через несколько часов после того, как один из лидеров российской оппозиции Борис Немцов был расстрелян в тени кремлевских стен, в подконтрольным российским властям СМИ появилось невообразимое количество версий того, что же случилось на самом деле. Кто-то написал о том, что политика могли убить за то, что он заставлял любовницу сделать аборт. Кто-то связал убийство с украинским национализмом. Были даже версии, что Немцова могли "заказать" из-за его бизнес-интересов или за его позицию по Charlie Hebdo.
Как бомбардировщик Туполева выбрасывает в воздух "обманки" для тепловых ракет, так и российские пропагандисты растворяют правду во множестве мнений и интерпретаций. Интерпретация легла в основу всей философии, по которой работает государственная система дезинформации в путинской России. Пропаганда Кремля не хочет вас обмануть. Она хочет вас запутать: чтобы вы никогда не смогли отделить зерна от плевел и правду от вымысла.
Эту тактику использовал КГБ в 1970-х. Лучший способ скрыть истину - рассказать о ней несколько историй. Разных историй. Если все сделать правильно, такая вещь как "истина", ее существование в мире, может быть и вовсе поставлена под сомнение.
"Нет никакой объективности. Приблизиться к истине - значит, выслушать максимум голосов", - говорит Маргарита Симоньян, руководитель Russia Today, главной пропагандистской пушки Кремля. Это худшая форма релятивизма!
Главным строителем этой машины можно назвать Владислава Суркова. Этот человек может с комфортом для себя рассуждать и об искусстве, и о рэп-музыке, и о современной политике. Для него все новости - это чей-то комментарий. Правда же для него - не более чем мнение.
Репортажи BBC - это мнение. Новости из студии FoxNews - тоже мнение. Russia Today в этой системе ценностей - тоже поставщик мнений. В России верят, будто абсолютно все журналисты работают на то, чтобы отстаивать чью-то точку зрения.
Россия посылает всему миру сигнал: никакой правды нет, есть только сила. Релятивизм неизбежно ведет к нигилизму. Понтий Пилат вопрошал: "Что есть истина?". Так он хотел сбить с толку наблюдателей. Теперь этот трюк повторяет Путин.
Но комментарии - бесплатны, а факты - священны. Как бы ни было трудно бороться с российской пропагандой, нам все же необходимо настаивать на том, чтобы люди знали правду. Это единственный способ спасти людей, которых может постичь судьба Бориса Немцова.