Павел Куфтырев
Павел Куфтырев
Украинский инвестор, президент Федерации шахмат Киева, кандидат юридических наук

Блог | Большая игра бизнеса

26,6 т.
Большая игра бизнеса

Томас Джон Уотсон, основатель корпорации IMB, как-то сказал, что бизнес - это величайшая игра в мире, но только если вы знаете, как в нее играть. Действительно, если углубиться в биографии известных инвесторов и крупных бизнесменов, политиков и других выдающихся людей, можно обнаружить их приверженность разнообразным интеллектуальным играм, тактики и стратегии из которых они зачастую используют при реализации своих проектов и достижения поставленных целей.

Например, сооснователь PayPal Питер Тиль - мастер спорта по шахматам, который усматривает четкую взаимосвязь между этой игрой и бизнесом, и одно время даже преподавал шахматные концепции студентам в университете Стэнфорда. Кен Рогофф, профессор экономики в Гарвардском университете, начал играть в шахматы еще в возрасте шести лет. А уже к 14 годам он стал мастером спорта по шахматам в США. Миллионер-предприниматель Джеймс Алтучер, который за свою карьеру стал соучредителем более чем 20 различных проектов и стартапов, считает, что шахматы способны сыграть огромную роль в успехах, и в то же время, неудачах, которые переживает бизнесмен.

Читайте: Помогать, а не мешать: почему прогнозы роста украинского IT могут не сбыться?

Мартин Флейшер, управляющий директор инвестиционной компании Dearborn Capital, в 1976 году стал самым молодым игроком в Североамериканском чемпионате по бриджу, а сегодня он - третий по рейтингу в американской бридж-лиге. Крупнейший в мире инвестор Уоррен Баффет, состояние которого оценивается более чем в 72 млрд долл, играет в бридж по 12 часов в неделю, считая ее лучшим интеллектуальным упражнением. Частый компаньон Баффета по игре – еще один миллиардер, Билл Гейтс, по мнению которого бридж помогает думать и становиться бизнесмену лучше и лучше.

На самом деле, попыток связать интеллектуальные игры и реальную жизнь предпринималось уже немало. Одним из первых, кто попытался это сделать, был чемпион мира по шахматам Михаил Ботвинник. Он последние годы своей жизни работал над программным моделированием человеческого мышления и высказал идею о том, что если компьютер сможет решать шахматные задачи так, как это делает человек, машина справится с любыми проблемами. Неважно, будь то руководство компанией или управление экономикой целой страны.

С умозаключениями Ботвинника можно спорить. Тем более, что шахматные задачи компьютером были решены после наращивания вычислительной мощности, а не путем разработки некой "правильной" модели. Но если изучить стратегии и подходы, которые применяет, например, современный бизнес, то влияние на него интеллектуальных игр очевидно. Во всяком случае, это я смог проверить на собственном опыте – сейчас понимаю, насколько серьезно давнее увлечение шахматами повлияло на выбор жизненного пути и помогает в принятии различных бизнес-решений.

Читайте: Конституция: сила народа, которую украинцы не используют

Почему же это влияние есть? Тому есть несколько причин. Так, глобализация, автоматизация, распространение робототехники и других технологических инноваций и разработок ведет к тому, что экономический успех государств будет зависеть от способности общества развивать и использовать интеллектуальные ресурсы, так называемый человеческий капитал. К тому же, во всем мире на рынке труда увеличивается дефицит квалифицированных профессий при одновременном снижении спроса на неквалифицированную рабочую силу. Поэтому при подготовке специалистов значительно возрастает роль методик и подходов, способных сформировать в человеке качества, которые станут ключом к изобретениям и производству технологически сложных инновационных продуктов. В этой связи интеллектуальные игры становятся именно тем инструментом, который обеспечивает улучшенную познавательную работу в таких областях, как математика, логика и абстрактное мышление, а также развивает творческий потенциал и способности к оригинальности. Иными словами, преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, а "компетенции". То есть то, что определяет способность человека применять свои знания и умения в конкретных ситуациях.

Международное шахматное сообщество утверждает, что выгоды от шахмат шире, чем просто академические и спортивные достижения. Шахматы развивают умение думать вне рамок, улучшают пространственные и познавательные способности, и, как результат, повышают эффективность изобретений и инноваций.

Читайте: СМИ в прямой демократии: правда вместо пропаганды

Причем, есть вполне конкретная статистика, которая удостоверяют правдивость таких умозаключений. Например, исследования, проводимые в Дании, показали, что шахматы в местных школах привели к росту успеваемости учеников по математике. Другое исследование, в Италии, подтвердило значимое улучшению в рейтингах PISA (программа для международной оценки студентов) у тех учеников, которые активно занимались шахматами. Программа обучения шахматам иранских школьников, которая была реализована в 2012 году, доказала, что подростки показывают значительные успехи в математике и рост метакогнитивных возможностей (способность познавать и более четко структурировать полученные знания).

Более того, даже неврологические исследования по шахматам подтверждают, что гроссмейстеры обладают так называемым "локализованным сжатием" головного мозга, в результате чего он демонстрирует более высокую нейронную эффективность. Вместе с тем, игроки в шахматы могут задействовать различные части мозга, в том числе для вызова памяти, в то время как обычные люди используют их для обработки новой информации.

И власти многих стран отнюдь не зря делают упор на развитие интеллектуальных видов спорта, так как понимают, что это не просто некий фактор политического превосходства, а, прежде всего, вклад в повышение уровня образования, человеческого капитала и, как результат, в экономический рост и процветание.

Как пример – Армения, где еще в 2011 году шахматы по инициативе президента страны Сержа Саргсяна стали обязательной составляющей школьной программы в качестве отдельной дисциплины. А в странах Европейского союза уже несколько лет реализуется программа "Шахматы в школе", которая была одобрена на уровне Европарламента.

Читайте: Хай-тек по-украински: умы на экспорт

Украина, к сожалению, вместо того, чтобы наращивать свой интеллектуальный потенциал, за последние несколько лет его существенно растратила. Например, мы лишились нескольких сильных шахматистов, среди которых самый молодой гроссмейстер в мире Сергей Карякин, винницкий гроссмейстер Илья Нижник. Кроме того, ежегодно из страны уезжают тысячи технических специалистов, разработчиков, изобретателей.

Поэтому, очевидно, что нам нужно начинать реформы не с принятия сотен зачастую бесполезных и неприменимых в реальной жизни законодательных актов, а с сохранения "мозгов", интеллекта в стране, с создания благоприятных условий для ведения бизнеса, с перестройки системы образования и с возрождения национального спорта.

В конце концов, лишь после того, как мы начнем играть в интеллектуальные игры, мы сможем найти тот рецепт выхода из кризиса, в котором так нуждается страна. Ведь как подметил один из сильнейших гроссмейстеров начала ХХ века Савелий Тартаковер, шахматы – это борьба отнюдь не с соперниками и конкурентами, а, прежде всего, со своими ошибками.

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...