Блог | Как собирают украинские танки и БТРы
AUTO-Consulting побывал на Киевском бронетанковом заводе, где выпускают знаменитые бронетранспортеры БТР-3Е и готовят танки для АТО. Завод уникален тем, что обладает полным циклом производства БТР. О том, как здесь делают новую технику и восстанавливают машины после хранения, читайте в нашем репортаже.
Киевский бронетанковый завод – это секретный объект. Здесь, как и положено, строгая проходная, досмотр и усиленный контроль периметра. Но в этот раз было сделано исключение и нас допустили в святая святых – сборочный цех, где с конвейера сходят новенькие украинские БТР-3Е1.
Как куют оружие победы
Нам довелось побывать на десятках автомобильных заводах различных автопроизводителей в разных странах мира. Так получилось, что и на предприятиях, работающих на "оборонку", мы тоже бывали. Но на полностью секретном военном заводе – побывали впервые. Тем интереснее было сравнить впечатления. Сразу обозначим, что никакие подробности техпроцесса производства украинской бронетехники мы описывать не будем. Нас интересовали исключительно вопросы качества и возможности оперативно вносить изменения в конструкцию.
О том, что в БТР-3Е1 есть что модернизировать и улучшать, мы поняли еще на подъезде к заводу, ведь сюда мы как раз и приехали на новеньком БТР киевского производства. Марш-бросок в 20 км, контрольные стрельбы, езда по проселочным дорогам – это тоже была часть нашей программы. Забегая наперед отметим, что БТР-3Е1 лихо справился со всеми дисциплинами, за исключением одной. Но об этом чуть ниже.
Киевский бронетанковый завод (КБТЗ) был основан еще в 1935 году как ремонтно-механический завод и с тех пор здесь все связано только с бронетехникой. На территории завода есть даже постамент с танком ИС-3 (Иосиф Сталин), свидетельствующий о былом профиле предприятия. В советское время КБТЗ имел свою специализацию – модернизация и ремонт танков Т-72, в отличие от харьковских заводов, ориентированных на Т-64.
В Украинской армии Т-72 практически не использовался до 2014 года, поэтому Киевский завод освоил новое направление – производство бронетранспортеров. Три года назад здесь начали выпускать собственную модель БТР-3Е, которая оказалась востребованной рынком вооружений. До войны на Донбассе КБТЗ успел выполнить крупный контракт для армии Таиланда, что дало возможность хорошо отработать технологию производства БТР.
Сейчас завод, по словам директора Владислава Лисицы, работает в три смены. Ведет производство с нуля БТР-3Е, модернизацию танков Т-72 и Т-64, восстановление техники, поврежденной в зоне АТО.
Попав на территорию завода, сразу ощущаешь военный порядок – все чистенько, но казенно. Некогда мощнейшее предприятие с замкнутым циклом производства, сейчас явно переживает не лучшие времена, хотя и такой активизации здесь рады.
Завод долгое время лихорадило, а после начала конфликта на востоке Украины, когда страна ждала от него военную технику, начали "выплывать" былые махинации. В СМИ стали появляться разоблачительные статьи, скандалы, сообщения об аресте руководителей. Сейчас Киевский бронетанковый возглавляет бывший кразовец Владислав Лисица, который хорошо знаком с масштабными предприятиями. Видно, что он пытается поднять завод, организовать здесь ритмичный выпуск продукции, наладить работу в цехах. Но… на момент нашего визита г-н Лисица был не слишком оптимистичен. Предприятие – государственное и полностью зависит от госзаказа, а его на этот год пока нет и финансирования под него тоже нет. А ведь для производства БТР с нуля требуется ни одна неделя, а для выпуска нового танка потребуется 9 месяцев. А еще есть вопросы по комплектующим.
Увы, но здесь тоже не обошлось без работы российских спецслужб. Как и в случае с КрАЗом, как только начался конфликт, Киевскому бронетанковому заводу пришлось срочно искать замену российским деталям. Поставщики даже обычных деталей и резинок под разными предлогами отказывали в поставках. А без них - новую технику не выпустишь. Заводу приходилось проявлять чудеса изобретательности, искать аналоги в Украине и в Европе, но оборонный заказ прошлого года смогли выполнить – рассказывает Владислав Лисица. Только нескольким людям известно чего это стоило.
В этом году придется уже полегче: удалось сформировать коллектив, найти новых поставщиков, отработать технологию. Главное, чтобы с госзаказом не тянули, и вовремя финансировали закупки. Киевский бронетанковый готов выдавать новую технику различных модификаций.
Без ГМО
В цехах Киевского бронетанкового завода особо удивляться нечему. По крайней мере на фоне предприятий автопрома, даже в Украине – здесь царит атмосфера середины XX века. Да, есть специальная оснастка, есть все необходимое оборудование, но станочный парк здесь давно не обновляли. Львиная доля операций – ручная. А это означает, что от квалификации персонала напрямую и зависит качество продукции. Большинство рабочих – это крепкие мужики еще советской формации. Made in USSR. Или без ГМО – кому как нравится И именно на них держится этот завод. "Молодежь сюда не тянется – жалуется начальник участка, - у нас зарплаты не высокие, а работать надо много". Многие специалисты работают десятилетиями и мы не знаем кем их можно заменить. Сейчас таких уже не делают – шутят заводчане.
А между тем завод в прошлом году набрал неплохие темпы выпуска. Удалось запустить производство десятков БТР, даже новые модификации освоили. Например, на финальной части конвейера мы наблюдали БТР-3РК с противотанковым боевым модулем.
Выездные бригады бронетанкового завода постоянно находятся в зоне АТО и ремонтируют технику после боев, - говорит Владислав Лисица. Именно эти специалисты потом вносят рацпредложения по модернизации БТР-3Е с учетом боевых действий. Но должным образом премировать эти инициативы мы не можем. Люди это понимают, и даже бесплатно готовят свои предложения. Всего за прошлый год было внесено почти 900 изменений и рацпредложений, - констатирует директор завода.
После того, как БТР сходит с конвейера, его отправляют в цех окончательной сдачи, где его готовят к приему военными. Еще в программе - обязательные стрельбы. Корреспондент AUTO-Consulting побывал на такой операции. Новенький БТР-3Е должен отстрелять пулеметную ленту, провести огонь из пушки и автоматического гранатомета. Если какую-то из дисциплин не прошли, технику отправляют на доработку. В нашем случае не "пошла" стрельба из АГС.
Мы обратили внимание, что новенькие БТР сходят с конвейера без антикумулятивных решеток, хотя они себя неплохо зарекомендовали в ходе АТО и спасли ни одну жизнь. На наше замечание Владислав Лисица отвечает, что все БТР идут с гнездами под установку решеток, но они выпускают машины в той комплектации, которую согласовали в заказе.
Инженер предприятия отмечает: для производства решеток есть все чертежи, но их правильно также делать в условиях завода из бронестали, притом не как попало, а в определенном размере. Тогда граната из РПГ-7 для брони вообще не достает и не наносит ущерба БТР. Но для комплектации такими решетками готовой техники необходимо дополнительное финансирование. А эту позицию заводу не утвердили. И новенькие БТР идут в войска в прежнем исполнении.
Сложностей у бронетанкового завода очень много. О всех и не расскажешь, а о некоторых и не нужно. Предприятию нужны инвестиции, нужны заказы, нужна свобода действий, нужна новая система менеджмента и стимулирования. Если Украина хочет поднять оборонную отрасль, здесь должны хотеть работать лучшие специалисты, лучшие конструкторы и получать достойную зарплату. На одном энтузиазме и патриотизме уже не выедешь. А государство должно хотя бы сказать спасибо нынешним мужикам, которые сейчас работают на "оборонку". Они делают подвиг, работая в неотапливаемых цехах, днем и ночью. Они тоже куют нашу победу, только наград за это не получают и вряд ли получат. Они - настоящие, точно без ГМО.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...