Блог | Геноцид в СССР (о депортации чеченского и ингушского народов)
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Сорок четвертый предпобедный год,
И ждет фашизм суровая расплата.
А здесь, в горах, детей и стариков
Поставили под дула автоматов.
Так "родина", коварства не тая,
Им уделила жизнь и смерть в опале.
А братья их, отцы и сыновья,
Сражались за неё и умирали.
Тюрьма народов под названием "Россия" погубила очень много жизней и судеб.
В разные времена она называлась по-разному: "российская империя", "СССР", "российская федерация"… Но от названий и даже от смены конституционного строя в её сущности практически ничего не менялось.
Народы, которые были захвачены в кровопролитных войнах, всегда будут помнить это и ненавидеть своих палачей на генетическом уровне. Удержать завоёванные народы можно только лишь продолжением перманентного террора в отношении них. Как только диктатура ослабевает, эти народы пытаются вырваться из-под гнёта империи.
Так было, так есть и так будет всегда, пока существует империя.
Нынешняя российская федерация – жалкое подобие советского союза: амбиции те же, но силы и возможности уже не те. И для любого нормального человека это хорошая весть.
Тоталитарный строй советского режима был одним из самых лживых, кровавых и беспринципных режимов в новой истории.
Сегодня, в годовщину тотальной депортации чеченского и ингушского народов, хотелось бы вспомнить об этих и других репрессированных СССР народах.
Небольшая объективная и сухая историческая сводка говорит нам о том, какие народы, как и куда были высланы:
"Немцы Поволжья.Первыми пострадали советские немцы. Они в полном составе были отнесены к потенциальным "коллаборантам". Всего в Советском Союзе насчитывалось 1 427 222 немцев, и в течение 1941 года подавляющее большинство их было переселено в Казахскую ССР.
Греки, румыны, болгары и финны. Кроме немцев, другими превентивно переселенными народами стали греки, румыны, болгары и финны. Причины: союзниками гитлеровской Германии, напавшими на СССР в 1941 г, были Венгрия, Румыния, Италия, Финляндия и Болгария (последняя не посылала войска на территорию СССР).
Калмыки и карачаевцы. В конце 1943 - начале 1944 годов были подвержены наказанию калмыки и карачаевцы.
Чеченцы и ингуши. 21 февраля 1944 года был издан указ Л. Берии о депортации чеченцев и ингушей. Тогда же произошло принудительное выселение балкарцев, а через месяц за ними последовали кабардинцы.
Крымские татары. В мае-июне 1944 года преимущественно в Узбекистан были переселены крымские татары.
Турки, курды и хемшили. Осенью 1944 года с территории Закавказских республик в Среднюю Азию были переселены семьи этих народностей.
Украинцы. После окончания боевых действий на территории СССР частичной депортации подверглись сотни тысяч украинцев (из западной части республики), литовцев, латышей и эстонцев.
Что было характерным для второй волны депортаций?
• внезапность. Люди не могли даже догадываться, что завтра их всех выселят;
• молниеносность. Депортация целого народа происходила в предельно короткие сроки. Люди просто не успевали организоваться для какого-либо сопротивления;
• всеобщность. Представители определенной национальности выискивались и подпадали под наказание. Людей отзывали даже с фронта. Именно тогда граждане стали скрывать свою национальность;
• жестокость. Против тех, кто пытался бежать, применялось оружие. Условия транспортировки были ужасными, людей везли в товарных вагонах, не кормили, не лечили, не обеспечивали самым необходимым,
а в новых местах ничего не было готово для жизни, депортированных часто высаживали просто в голой степи;
• высокая смертность. По некоторым данным, потери в пути составляли до 30-40% от числа вынужденных переселенцев. Еще 10-20% не удавалось пережить первую зиму на новом месте."
(Статья " Депортации народов в СССР: печальные уроки этнической политики Сталина").
А немногочисленные сохранившиеся свидетельства выживших в актах геноцида очевидцев рассказывают вещи, которые даже страшно представить. Вот некоторые из таких, документально подтверждённых свидетельств - Саид Бицоев "Хайбах – аул, которого нет":
"В феврале 1944 года в горах Чечни были заживо сожжены несколько сот мирных жителей. Самому старшему исполнилось 110 лет, самые младшие родились в день трагедии...
В ночь на 27 февраля 1944 года в горах выпал крупный снег, осложнив движение в высокогорные селения для войск НКВД, выполняющих специальное задание правительства. Несколько дней назад приведен в исполнение приказ о депортации чечено-ингушского народа. Сложнейшая операция проведена блестяще: почти полумиллионное население равнинной части согнали на железнодорожные станции и, погрузив в вагоны, отправили в Среднюю Азию.
В горах, куда не могли добраться "студебеккеры", еще остаются люди в древних каменных саклях, которые ничего не знают о событиях на равнине. Как быть с ними? Отправлять с новыми эшелонами? Это сопряжено с огромными трудностями. Кроме того, НКВД уже отчиталось об успешном выполнении задания.
В результате пришли к решению - часть населения согнать вниз и отправить вслед за другими. Оставшихся, кто не сможет спуститься самостоятельно: больных, детей, престарелых - сжечь. Кто подал эту бесчеловечную преступную идею, кто ее поддержал, одобрил, мы сегодня не узнаем. Расскажем о событиях лишь то, что донесли до нас свидетельства чудом уцелевших очевидцев.
Существует много версий о причинах высылки чеченцев и ингушей, начиная с белого скакуна, якобы предназначенного в подарок фюреру, вплоть до прямого пособничества гитлеровцам. Хотя, как известно, гитлеровские войска ни дня не были на территории ЧИАССР. В горах действительно скрывались бандиты, которым часть населения сочувствует. Многие из них вступили в конфликт с властями по поводу чрезмерно жестких методов коллективизации. Но даже их численность, по информации НКВД, не превышала 335 человек. Не так много на целую республику. Однако в Москву шли ложные донесения о героической борьбе чекистов с местными бандформированими, насчитывающими чуть ли не десятки тысяч человек, а все чеченцы и ингуши поголовно поддерживают их. Вот такая пропаганда скорее всего и стала основанием для депортации целого народа.
23февраля 1944 года (Берия любил подгонять "мероприятия" к какой-либо торжественной дате) сотни составов двинулись в холодный неведомый край, унося в мерзлых вагонах обреченных жителей вековых башен. А через несколько дней колонны войск НКВД вернулись в горы. Оставшихся жителей со всех хуторов Нашхоевского округа собрали в селении Хайбах под предлогом формирования колонны для дальнейшей отправки на равнину. Утопая по колено в снегу, медленно двигаются вереницы людей в сопровождении военных. Жителей собрали в конюшне колхоза имени Лаврентия Берия, которую предварительно подготовили, обложили сеном, соломой, "чтобы до подхода повозок с лошадьми люди не мерзли". Вместе с больными, детьми и стариками остались молодые люди, не пожелавшие бросать своих близких. Когда все собрались (горцев оказалось более семисот человек), ворота конюшни накрепко закрыли. Возглавляющий операцию начальник Дальневосточного краевого управления НКВД Гвешиани отдал приказ... поджигать.
Капитана Громова и молодого бойца истребительского батальона Дзияудина Мальсагова (присутствие чеченца в этот момент оказалось для всех неожиданностью), пытавшихся остановить массовое зверство, быстро нейтрализовали.
Обложенная со всех сторон колхозная конюшня мгновенно вспыхнула. Внутри здания раздались крики, стоны людей, женский плач! Когда стены и крыша оказались в огне, деревянные ворота под натиском людей рухнули, и обезумевшая толпа вырвалась из адского пламени. Горящие живые факелы, на лицах которых застыл ужас.
Гвишиани невозмутимо скомандовал: "Огонь!". Из десятков стволов раздалась автоматная очередь. Бегущие первыми падают под градом свинца, заслоняя собой выход. Никому не удалось выйти. Ни один не спасся.
Через несколько дней Громов и Мальсагов сумели вернуться в Хайбах. Солдат уже не было. Возле конюшни, от которой остался лишь кровавый пепел, возилось несколько местных жителей. Как выяснилось, в тот трагический день они на рассвете ушли в горы за дровами и только по случайности остались живы. Они видели казнь своих земляков. А когда войска покинули горы, вернулись, чтобы по мусульманскому обычаю предать их останки земле. Жандар и Ясу Гаевы, Элберт Хамзатов, Ахмад Гамаргиев и другие проделали нечеловеческую работу. Рискуя ежеминутно попасть под автоматный огонь (оставшиеся в горах де-факто считались бандитами) без сна и отдыха трое суток долбили они мерзлую землю и хоронили сожженных людей. Жандар Гаев читал над каждым Ясин.
В 1945 году, оправившись от потрясения, Дзияудин Мальсагов написал из Казахстана письмо "отцу всех народов". Рассказал о массовом сожжении людей в Хайбахе и об ужасах чекистских палачей. Через месяц его вызвал начальник Талды-Курганского областного управления НКВД Юдин.
- "Еще раз напишешь - голову сниму", пригрозил он.
Из-за письма Мальсагова сняли с работы. Но Зияудин не оставил надежду предать гласности варварство, очевидцем которого он стал. Капитан Громов часто пишет ему, что не может тоже забыть этот кошмар...
В 1956 году в Алма-Ату приехал Хрущев. Во время совещания в оперном театре Мальсагову удалось передать Никите Сергеевичу письмо, а позже и поговорить с ним. Через некоторое время комиссия ЦК КПСС, которую возглавлял заместитель заведующего Отделом ЦК КПСС, начала расследование. В течение нескольких месяцев скрупулезно изучалась обстановка, остатки кровавого пепелища, которое и через 12 лет хранило следы массового зверства. Все подтвердилось.
Хатынь... Лидице... Саласпилс... К этому скорбному списку добавилось имя чеченского аула Хайбах, которого уже нет ни на одной карте мира..."
Помимо этого акта геноцида, запланированного и поражающего своей жестокостью, во всех уголках Чечни и Ингушетии, особенно в высокогорных, происходило подобное. Это и 72 пациента Урус-Мартановской районной больницы, признанные "нетранспортабельными" и по этой причине утопленные в реке. И массовые расстрелы в Итум-Калинском, Чеберлоевском и других высокогорных районах; в сёлах Мялхисты, Ялхорой, Нашха и многих других, - только лишь по причине снежных заносов, не позволивших "в срок" вывезти людей на равнину…
Каждый чеченец и сейчас, спустя 73 года, в подробностях помнит все эти страшные события.
А те, кто забыли или сделали вид, что забыли и устраивают в эту скорбную дату, подобно кадыровцам, концерты в угоду наследникам этих палачей, заслуживают лишь презрения и забвения.
В память о них этот клип: