Люблю я Бродского, люблю я Сталина
Коллеги иногда спрашивают меня: как ты можешь спокойно общаться в интернете с агрессивными людьми? Ты говоришь с ними вежливо, а в ответ получаешь оскорбления.
А мне интересно с ними общаться, и это вовсе не мазохизм. Конечно, удовольствия от того, что какой-то малознакомый или вовсе незнакомый человек называет меня "госдеповским червем" или "кремлевской прокладкой", я не испытываю, но эти слова меня и не ранят.
Можно, конечно, "отфрендиться" или заблокировать тех людей, которые мне не нравятся и которым не нравлюсь я. Но ведь они все равно никуда не исчезнут. Мне же любопытно попытаться их понять. Пробуждается такой антропологический интерес.
Вот, например, у меня в друзьях в Facebook есть дама, которая занимает жесткую пророссийскую, я бы даже сказал, просоветскую позицию. При этом она клянется в любви к Иосифу Бродскому. И тут у меня возникает вопрос: как она умудряется совмещать в себе светлое чувство к поэту, который ненавидел советскую власть, со светлым чувством к власти, которая ненавидела этого поэта?
Сегодня эта женщина пишет возмущенные тексты по поводу того, что я пригласил на радио генерального директора телеканала "Дождь" Наталью Синдееву. Причем, чтобы спровоцировать дискуссию в FB, она начала с классического уничижительного вопроса: "А это вообще кто?". Далее из текста следует, что Синдееву и "Дождь" дама знает, но исключительно из рассказов других людей и СМИ — этого, по ее мнению, достаточно. "Я их не смотрю", — честно признается она.
Так в чем разница между этой женщиной и судьей Е.А. Савельевой, обвинившей Бродского в тунеядстве?
Вот фрагмент знаменитого диалога на заседании суда Дзержинского района Ленинграда в 1964 году (запись писательницы Фриды Вигдоровой).
Судья: Чем вы занимаетесь?
Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю…
Судья: Никаких "я полагаю". Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стенам! Смотрите на суд! Отвечайте суду как следует! <...> У вас есть постоянная работа?
Бродский: Я думал, что это постоянная работа.
<...>
Судья: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?
Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?
Судья: А вы учились этому?
Бродский: Чему?
Судья: Чтобы быть поэтом? Не пытались кончить вуз, где готовят… где учат…
Бродский: Я не думал, что это дается образованием.
Судья: А чем же?
Бродский: Я думаю, это… (растерянно)... от Бога…
А дело ведь даже не в Бродском, и тем более не в телеканале "Дождь", претензий которому и у меня немало. Дело в хрестоматийном подходе: "Я Пастернака не читал, но осуждаю". В непоколебимой уверенности в том, что правда на моей стороне, а сомнения в этом недопустимы. Дама из Facebook, похоже, не стремится понять человека с другой стороны, ей все и так ясно: казнить, нельзя помиловать. Сомнения в выборе места для запятой оставьте слабакам, "судья Савельева" действует решительно.
Я думаю, что она, хоть и цитировала в своей FB-ленте Бродского, вряд ли была бы в восторге, если бы он сегодня, выступая на радио, говорил о современной России. Но он уже мертв, и его можно любить без опаски.
Поэтому и те, кто раньше осуждал Бродского, сегодня признаются к нему в любви. Восторгаются его даром, утверждают, что не могут жить без его поэзии. Но "судья Савельева" по-прежнему живет во многих из них, и любовь к мертвому Бродскому, похоже, совсем не мешает им любить Сталина. И кажется мне, что на самом деле они тоскуют вовсе не по рано ушедшему поэту.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке...